Папки-передвижки

Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 4 класс

Наталья Пермякова
Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 4 класс

Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (может быть использован в любой программе как урок внеклассного чтения) с приложением

Используемая литература при разработке конспекта урока :

1. С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» Москва «Просвещение» 2011г.

Публикация «Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, 4 класс» размещена в разделах

2. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение» 2011г.

3. Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками».

Конспект урока внеклассного чтения для 3-4 класса начальной школы

Автор: Пермякова Наталья Борисовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» г. Пермь

Тема: Тема милосердия в сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».

Цель: осмысление понятия «милосердие», как необходимое нравственное качество личности человека.

Задачи урока :

Обучающая: создать условия для формирования понятия «милосердие», как чуткое, доброе сердце, умеющее сострадать другому человеку;

Развивающая : создать условия для развития умений смыслового чтения художественного текста сказки:

• резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах через сочинение синквейна;

• сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;

• читать текст в соответствии с заданной целью;

Воспитывающая: создать условия для для формирования у учащихся понимания того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Тип урока : объяснение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: осознание ценности понятия: «милосердие»; соотнесение поступков героев с нравственными нормами.

Метапредметные: осмысление нравственных ценностей художественного текста; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; личностная оценка событий сказки;

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, любовь к другим.

Межпредметные связи: русский язык, музыка.

Основные вопросы урока :

- Что такое милосердие?

- Где живет милосердие?

- Кому помогает?

- Могу ли я быть милосердным?

Оборудование: музыка Александра Бородина струнный квартет №2 (ре-мажор, мультипликационный фильм «Девочка со спичками» США,2006 г, презентация, листы ватмана для групповой работы с синквейном, фломастеры, сердечки из бумаги, конверт для сердечек, тексты сказки.

№ Этапы урока Содержание этапа

Деятельность учителя Деятельность обучающихся, ответы детей

1 Этап вызова

Организационный момент

1) Вводное слово учителя.

2) Актуализация знаний о композиторах и музыке.

- Сегодня у нас необычный урок, он очень важный и нужный, думаю, мы все сегодня в этом убедимся. Спасибо что вы все готовы к уроку и внимательны. - Тихо сядьте.

- Музыку, каких композиторов вы знаете?

- А какая музыка написана ими? Какой характер у этой музыки? Какое настроение музыка передает?

Ученики стоят у парт, слушают речь учителя.

Дети тихо садятся

Ответы детей. Возможность детей целенаправленно думать, выражать собственное мнение.

2 Сообщение темы урока

1) Прослушивание музыки

2) Обмен мнениями - Сегодня наш урок мы начнем с того, что послушаем музыку Александра Бородина - великого русского композитора. Когда будете слушать музыку, постарайтесь ответить на вопрос - какое настроение она передает, может быть, кто - то даже нарисует какие – то картины и поделится с нами.

-Какое настроение передала музыка?

-Какие картины рисует музыка?

Учитель: меня эта музыка заставила думать.

-Скажите, дети, может ли быть снят на эту музыку мультфильм? Почему?

-Все ли мультфильмы должны быть веселые и смешные?

- А не смешные, они для чего?

Давайте проверим свои предположения и посмотрим мультфильм. Для того чтобы мультфильм понять нужно смотреть внимательно и не мешать другим. Если вы его уже смотрели, пожалуйста, не говорите об этом, а просто думайте с нами.

Слушают музыку 1-2 минуты

Настроение печальное, грустное, напряженное. Картины мрачные, серые, тоскливые, глубокие.

-Антон Балабанов: «Показалось, что мать провожает сына на войну».

-Марк Занин: «Звучит трагедия».

Ответы детей. Дети строят предположения о возможности использования музыки в мультфильме, исходя из жизненного опыта

Не все.

Для того чтобы сказать зрителю что- то очень важное. Заставить подумать.

Ребята смотрят мультфильм

3 Постановка цели, задач, вопросов урока

План конкретной деятельности.

Вопросы урока :

Что такое милосердие?

Где оно живет?

Кому помогает?

Где я в этой теме?

Вопросы после просмотра мультфильма

-Понравился ли вам мультфильм?

-Почему понравился, он ведь не веселый?

-Какую роль сыграла музыка?

-Что вы почувствовали?

- В какое время происходит действие фильма? (Преддверие праздника)

-Что за герои в этом мультфильме?

Много ли их?

-Какие люди встретились девочке? - Какие качества этих людей нам не понравились?

-Чего людям не хватило?

-Мог ли быть у сказки другой конец? - Можно ли сказать, что людям не хватило милосердия?

-Какое главное слово сегодня на уроке будет звучать?

МИЛОСЕРДИЕ - (учитель записывает на доске тему урока)

-На какие вопросы сегодня на уроке мы постараемся ответить?

Вопросы выносятся на доску.

Углубляя стадию вызова, обращаемся к личному опыту детей

Ребята, скажите, а достаточно ли человеку просто знать, что такое милосердие?

- Мог ли быть у сказки другой конец?

- Если бы вы оказались рядом с этой девочкой, как бы вы поступили?

Осмысление событий мультфильма

Ответы детей

- Жалость к девочке, сострадание, хотим ее защитить, помочь.

Актуализация знаний о качествах человеческой личности

-Людям не хватило милосердия.

Соотнесение новой информации с собственными знаниями

–Нет, нужно еще найти это качество у себя.

- Да, если бы люди помогли девочке, а помочь – это значит проявить милосердие.

Помогли бы

4 Этап осмысления

Работа по формированию понятия милосердие

Стадия осмысления

Работа со слайдами

- Так что же такое милосердие?

Призовем на помощь русский язык. В нашем слове два корня - милое и сердце. Значит какое?

Вы написали сочинения о милосердии, зачитайте отрывки.

В словаре Даля дается такое определение: «Милосердие - это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердность».

У нас с вами (у 3Б класс) получилось такое определение: «Милосердие – это умение сострадать, готовность оказать помощь, когда ты совершаешь добро, доброе и неравнодушное отношение, добрая душа, задача каждого человека». В основном – доброе действие.

- Так, где же живет милосердие?

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Ответы детей

- Милосердное

Дети читают отрывки сочинений на слайдах № 2,3,4,5.

Дети читают и обсуждают слайд № 6.

Поиск ответа на поставленный в первой части урока вопрос.

- В сердце человека.

5 Формирование новых знаний. Мотивация к чтению.

1) Беседа

2) Работа со слайдом

Ребята, я хочу задать вам вопросы:

- Есть ли у девочки семья?

- Где она живет, кто сказал ей торговать спичками?

- Можем ли мы ответить на вопросы?

- Хотите это узнать? Где?

-Кто автор этой сказки?

-Правильно, сегодня мы будем читать сказку Г. Х. Андерсена. Как бы вы ее назвали?

Открывается слайд № 7

Г. Х. Андерсен. «Девочка со спичками»

- Чтобы отвечать на вопрос как нужно читать?

- Значит, цель урока - учиться вдумчивому чтению.

Записать на доске цель.

Предположения детей. Поддержание активности, интереса детей к теме.

- Нет, только предположить.

- Можем прочитать, ведь есть сценарий, сказка.

- Г. Х. Андерсен, он писал мудрые сказки, со смыслом.

Предположения детей.

- Внимательно. Вдумчиво.

6 Первичное восприятие текста

Учитель читает сказку.

Вопросы после прочтения :

- Что сейчас чувствует ваше сердце?

- Где же жила девочка? Кто ее родители?

Ответы детей. Анализируют собственные чувства

7 Смысловое чтение. Работа с иллюстрациями на слайдах.

Фронтальная работа со слайдами.

Стадия осмысления содержания.

Этап размышления

Получение опыта работы с художественным текстом как активный и думающий читатель

Осмысление замысла художника. Образ бабушки в виде ангела.

Рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы

Следующее задание - подобрать и прочитать отрывки из текста к иллюстрациям на слайдах.

1 иллюстрация, слайд № 8 – Озябшая девочка бредет по городу.

2 иллюстрация, слайд №9 - Девочка греет ручки дыханием.

3 иллюстрация, слайд № 10 – Мальчишка украл туфлю.

4 иллюстрация, слайд № 11 и 5 иллюстрация, слайд № 12 - Предновогодний город, семья с покупками.

К слайду о городе - строк мало, но они важны, и о счастливой семье строк нет, но они даны, чтобы показать важность этого момента - отсутствия семьи и любящих людей в новый год.

-Почему автор иллюстраций рисует девочку с куклой в руках и счастливого папу?

-Кто мог бы хоть немного и ненадолго заменить девочке семью?

-Кому мы может помочь в нашей жизни?

Слайд №13, 6 иллюстрация - Падает звезда.

Слайд № 14, 7 иллюстрация – Девочка у печки.

Слайд № 15, 8 иллюстрация – Рождественский стол.

К слайду № 16, 9 иллюстрация о бабушке.

- Почему бабушка изображена в виде ангела?

(ангел помогает человеку совершать добрые дела, учит любить)

Слайд № 17, 10 иллюстрация – девочка замерзла.

-Что же случилось с девочкой?

-Представьте себя на месте этой девочки, и загляните в свою душу. Послушайте её. Что вы чувствуете? Возникает ли желание ей помочь?

- Вот вы пожалели девочку, что чувствует ваше сердце?

Итог этапа:

- Как и кому, бедная девочка помогает? - Кому, прежде всего, нужно милосердие?

- Кому и чем мы можем помочь в преддверии нового года и просто в жизни?

- У вас есть задание к нашим рождественским встречам (праздник в классе) сделать подарок своими руками и нужно проявить милосердие, ведь не всем понравился кандидат, которому делаешь подарок.

Поднимите руку, кому удалось вдумчиво читать? Дети вычитывают ответы

Отрывки из текста:

«В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая».

«Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие».

«Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят».

«Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года».

«Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года».

- Девочке одиноко именно в канун нового года и мы сострадаем ей особенно, ведь у всех нас будет елка, конфеты, подарки и праздник, а девочке и даже пряника не видать.

-Он дает читателю понять, что у бедной девочки нет этого счастья.

- Люди.

Ответы детей Целостное осмысление и обобщение полученной информации

«Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками».

«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

«Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет!»

«Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками!»

«Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую».

- Бабушка – это любовь. Бабушка самый близкий человек, любящий человек. Она как ангел хранит от бед.

«Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку».

- Она замерзла и умерла.

Ответы детей.

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределени

-Нам, учит нас любить.

- Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т. е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Чем больше мы отдаём добра другим, тем больше получаем его.

Сестре, бабушке, простить кого то, животному.

Дети поднимают руки

8 Закрепление. Работа с синквейном. Рефлексия

Работа со слайдами о синквейне

Работа в группах сменного состава

Работа со слайдом № 2

А теперь ответим на вопросы урока

при помощи синквейна.

• Работаем в группах. Руководители следят за дисциплиной. Получите листы.

-Прежде чем начать работу вспомним правила написания синквейна.

Группы на листах фломастерами оформляют синквейны к словам: девочка (первая группа, бабушка (вторая группа, сердце (третья группа, милосердие (четвертая группа).

• Зачитываем синквейны у доски

• Зачитываем синквейны гостей (если есть)

• Относимся к синквейну учителя

Учитель:

- Я тоже сочинила синквейн о милосердии. Вот что получилось.

Милосердие

Доброе, отзывчивое.

Любит, терпит, помогает.

Чувствует чужую боль, как свою.

Любовь.

- Сделаем вывод.

Вывод по результатам синквейнов:

Девочка заставляет наше сердце быть милосердным, бабушка показывает, что такое любовь, любовь мы находим в сердце своем и начинаем творить дела милосердия

Групповая работа

Написание творческой работы: пятистишия –синквейна.

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями

-Дети по слайдам № 18 и № 19 вспоминают правила.

-Дети оформляют синквейны.

-Выступающий прикрепляет синквейн группы.

Сочиненные синквейны:

Девочка –

Голодная, бедная.

Продает, мечтает, любит.

Бедной девочке холодно, одиноко.

Милосердная.

Бабушка –

Добрая, милая.

Помогает, жалеет, ласкает.

Красивая, милосердная, хорошая.

Нежность.

Сердце -

Милое, светлое.

Бьется, помогает, болит.

Самый главный орган человека.

Неравнодушие.

Милосердие -

Доброе, милое.

Учит, приходит, помогает.

Помогает нам дарить добро.

Душа.

Обсуждение синквейна учителяя

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями

9 Итог урока. Рефлексия. Работа с заключительным слайдом № 21

Запись дел милосердия

- У вас на парте лежит сердечко из бумаги, запишите на сердечке дело милосердия, которое вы успеете сделать до Рождества, и в Рождество. После каникул, мы расскажем, друг другу, что у нас получилось. Пусть ваши родители вам в этом помогут.

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным?

-Кому приносит счастье милосердие, тому, кто его совершает или получает? Почему?

Ученики на сердечках пишут добрые дела, которые они хотели бы сделать.

Самоопределение и самооценка

Выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация.

Ответы детей

-Не легко, но можно. Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее.

10 Работа с заключительным слайдом № 21 с вопросами

- Наш урок подошёл к концу. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали: были дружными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

- Самое последнее на сегодня задание выбрать из предложенных вопросов один и ответить на него.

- Сегодня я узнал ---

- Я почувствовал ---

- Урок дал мне для жизни---

-Расскажу дома, что ---

- Дети отвечают на вопросы

Возвращение к главным вопросам урока, анализ изученной информации

11 Домашнее задание

Придумать и записать другой конец сказки, выполнить дело милосердия - Дети записывают задание в дневник

Творческое и практическое задание на основе осмысления изученной информации

Основные стадии и использованные приемы урока

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова -Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ.

-Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

обсуждается, работа ведется

индивидуально -Слушают музыку

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

1. Обсуждение чувств, которые вызвала музыка;

2. Ответы на вопросы;

3. Предположения детей о содержании музыки, мультфильма, авторстве художественного текста.

Стадия осмысления -Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

-Непосредственный контакт с новой информацией

(текст сказки, мультфильм)

-работа ведется индивидуально -Смотрят

мультфильм -слушают текст сказки;

-используют предложенные

педагогом активные методы чтения;

Методы активного чтения :

1. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией;

2. Обсуждение текстов сочинений одноклассников;

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексия Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации; -Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется в группах - Рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение. 1. Продумывание самостоятельного личного дела милосердия;

2. Возврат к ключевым словам;

3. Ответы на поставленные вопросы;

4. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны;

5. Организация дискуссии;

6. Творческое практическое домашнее задание на основе осмысления изученной информации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 1 классе «Новые гнезда» Тема: Новые гнезда" Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: -Развивать пространственное мышление, логическое мышление. -Развивать усидчивость,.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 4 класс
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 09:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД