МААМ-картинки

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воздуха» в старшей группе

Екатерина Тёмкина
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воздуха» в старшей группе

Воспитатель: Тёмкина Е. А.

Описание: материал предназначен для работников дошкольных учреждений, для детей старшего дошкольного возраста.

Помогает детям усвоить изученный материал, экспериментирование способствует формированию умственной деятельности.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах

Формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.

Речевое развитие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое:

Формировать знания о нетрадиционной технике рисования воздухом –

кляксография.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать самостоятельность, доводить начатое дело до конца, помогать друг другу.

Физическое развитие:

Формирование двигательной активности на физкультминутках.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки фольги, крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, акварельные краски, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принёс письмо. Давайте откроем его и узнаем, от кого оно.

Посмотрите, листок с загадкой, прислали нам его Машенька и медведь. Внутри письма загадка:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Д: - Воздух.

В:Ребята, я думаю надо помочь нашим друзьям разгадать тайну воздуха.

В помощь нам Машенька и медведь нарисовали схему,

где зашифровали в виде символов, что мы с вами должны исследовать.

Так давайте сегодня поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?»

Учёные занимаются проведением разных опытов и экспериментов, в специальном помещение, которое называется лаборатория.

В: Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

(Сели).

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В: Сегодня мы будем говорить о воздухе.

В: А где находится воздух? И зачем он нам нужен. Ответы детей.

В: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.

Проводится игра «Водолазы».

В: Вдохните побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно.

Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха мы дышим.

Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?

(животным, растениям, насекомым и всему живому на Земле).

Что ж начинаем наши эксперименты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В: - Ребята, а вы можете мне сказать: «Какой воздух. Ответы.

Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.

Мы можем его увидеть? Нет. Воздух имеет цвет? Он прозрачный.

Воздух заполнил всё свободное пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет форму.

В: А вы знаете хотите увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух

В: - Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Что происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки?

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и воды мы увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность воды?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес

Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.

-Что у меня в руках? Весы.

Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?

(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).

Вывод: «Воздух имеет вес».

Физминутка : «Мыльные пузыри».

У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.

Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук - писк.

В: А теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на неё так, чтобы получился звук.

Что происходит? Мы выдыхаем струю воздуха, поэтому возникает звук.

А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер,

он колеблет воздух и получается звук (свист, вой).

Ветер – это колебание воздуха.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».

Что это? Баночки.

В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

В: - Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).

В: - Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Подведение итога. Рассматривание нарисованной таблицы!

Отмечаем ответ в таблицу.

- воздух не видим («глаз»)- перечеркиваем

- воздух имеет вес («весы»)

- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)

- воздух можно услышать («ухо»)

- воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркиваем.

- воздух не имеет запаха("нос")-перечеркиваем.

В: Наше письмо готово, можно его отправлять Машеньке и Мишеньке.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю порисовать.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)

Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

Публикации по теме:

Конспект НОД детей «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе Обучающие задачи: - познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух. Свойства воздуха» Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования. Задачи: - Познакомить детей с воздухом и.

Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха» в старшей группе Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Свойства воздуха». Цель: развивать познавательную активность в процессе.

Конспект ООД «Свойства воздуха. Фруктовая лаборатория» в подготовительной к школе группе по экспериментальной деятельности Тема: «Свойства воздуха. Фруктовая лаборатория» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха Развивать логическое мышление.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Магнит и его свойства» Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Магнит и его свойства» Цель: развитие познавательной активности, любознательности,.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну Чудес и Превращений. Свойства воздуха» Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» Баронина Ю. А. Жураковская О. В. Цель:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» в подготовительной группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» в подготовительной группе ОВАННИСЯН М. В МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 69 г. Сочи Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» Воздух - самая таинственная из всех стихий. Воду, огонь и землю, мы можем увидеть и почувствовать, а воздух - нет. Он - окружает нашу планету.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Объединения «Юные исследователи» ДОУ №25 г. Дубна Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства воздуха" Цель: дать представление.

Открытое занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» Цель: Расширять и систематизировать знания детей о свойствах воздуха (невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды, источниках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воздуха» в старшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 17:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД