Нагима Тлягабулова
Конспект НОД в старшей группе «Обувь, путешествие во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : «Обувь,путешествие во времени» (старшая группа)
Программное содержание: формировать представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах. Развивать умение отвечать полным предложением в процессе игровой, познавательной деятельности;развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Обувь, путешествие во времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Старшая группа
- Темочки
наглядные: демонстрационный материал предметные картинки обуви,раздаточный материал (детали каробля из геометрических фигур). предметные: лапти,валенки, дерево, кожа, резиновые сапоги, кожаные сапоги.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Для начала посмотрите пожалуйста на свои ножки.
- А сейчас сядет тот, кто назовет, что у него одето на ногах. (ответы детей)
- Как можно все это назвать одним словом? (Обувь.)
2. Давайте мы с вами отгадаем загадки.
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Башмаки)
Что же летом на ногах? –
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену. (Босоножки)
Что на ножки надевать,
Чтобы прыгать и скакать?
Чтобы ножки не опухли,
Надевать что нужно? (Туфли)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам;
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог –
Остаемся мы без ног.
А безногим - вот беда, -
Ни туда и ни сюда.
Что ж, - полезем под кровать.
Будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги —
Вновь поскачем по дороге. (Ботинки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки)
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)
Снег на улице, мороз!
Что одеть мне? Вот вопрос.
Босоножки не годятся,
Будут все вокруг смеяться.
Чтобы не замёрзли ножки,
Надо что одеть… (Сапожки)
-Как Вы считаете, обувь всегда была такой разнообразной, красивой и удобной?
-Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки умели говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во времени.
-А вы хотите узнать, когда возникла первая обувь?
-Какой она была в разные времена?
-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие,чтобы узнать, как появилась первая обувь, и как она менялась.
-Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать? (ответы детей)
Сегодня мы будем путешествовать на корабле.
И сейчас вам предлагаю,построить свой корабль из геометрических фигур которые лежат у вас на столах в конверте.
С заданием все справились,молодцы!
-Отлично! Занимайте места на нашем судне.
Давайте все вместе скажем:
«Корабль,корабль плыви и путешествие впереди!»
Обувь начала служить человеку много тысяч лет тому назад. До этого первобытные люди ходили босиком. Подошвы ног так загрубели, что люди не чувствовали острых камней и колючек. Было тепло, и человек не нуждался в обуви. Но потом началось похолодание климата. Появилась необходимость защищать ноги.
-Как вы думаете от чего (ответы детей)
-Предположите, из чего древний человек мог сделать обувь. (ответы детей)
На самом деле археологи нашли испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет, которые изображают людей в шкурах и с мехом, обернутыми вокруг их ног или обмотанных соломой.
Самые первые ботинки напоминали портянки из шкур.
-А удобно ли было ходить в такой обуви? Почему?
-Ребята, посмотрите на эти первые башмачки из шкур животных.
-Эта обувь была красивая?
-Эту обувь удобно носить? Почему?
-Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек попадет под дождь?
-Скажите, похожа ли древняя обувь на современную? Почему?
-Молодцы!
Шло время и люди стали думать, как сделать виды обуви, не только из кожи, но и из других материалов (например, из листьев растений, из дерева).
-Хотите немного побыть первобытным людьми? Представьте себя в темной каменной пещере, горит костер, человек проснулся и обувается. Переоденьте вашу обувь с одной ноги на другую. Попробуйте так походить, что Вы чувствуете?
-А знаете, у древних людей оба башмака были одинаковыми. Только спустя какое-то время люди начали делать обувь раздельно для правой и левой ноги.
4. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
(Развитие тонкой моторики, координация речи с движением).
Как у нашей кошки (Загибают по одному пальчику, начиная
На ногах сапожки. с больших, на обеих руках на
Как у нашей свинки каждое название обуви)
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (Ритмично выполняют хлопки ладонями
Новые кроссовки. и удары кулачками. Н. Нищева)
-Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прабабушки и прадедушки и посмотреть, какую же обувь носили они. Может кто-то из Вас знает, какую обувь носили люди в старину?
Занимайте места на нашем судне.
«Корабль,корабль плыви и путешествие впереди!»
Самой распространенной обувью русского народа в старину были лапти. Недаром Русь называли «лапотной». Лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. В те времена обувь не различалась на мужскую, и женскую.
-Где сегодня мы можем увидеть обувь старины? (ответы детей)
Как Вы думаете, из какого материала они сделаны?
Удобно ли было носить лапти?
-Как вы думаете, она была прочной? Что с ней станет если человек попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?
-Но удобно ли было ходить в лаптях по городским улицам в дождь и слякоть?
-Лапти плели из липовой коры (лыка). Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «найди пару»
На доске картинки обуви нужно найти каждой обуви свою пару
Занимайте места на нашем судне.
«Корабль,корабль плыви и путешествие впереди!»
-В какое время года люди носили лапти?
-А, зимой, как Вы думаете, в чем ходил русский народ? (ответы детей)
Валенки делали из овечьей шерсти способом валяния. Изготовление валенок было делом долгим и трудным, поэтому и стоили они дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди.
-Давайте проверим сами удобно ли было носить валенки. Попробуй надеть.
-Эту обувь удобно носить? Как вы думаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек выйдет на улицу весной, когда кругом слякоть и лужи? Как вы считаете эта обувь красивая?
-А носят ли валенки в современной жизни?
Ребята,давайте поиграем в игру и продолжим наше путешествие.
Игра «Что лишнее?»
- Что вы видите на картинках? Перечислите.
Босоножки, ботинки, кроссовки, резиновые сапоги.
Платье, валенки, сандалии, кеды.
Туфли, тапки, сапоги, пальто.
Занимайте места на нашем судне.
«Корабль,корабль плыви и путешествие впереди!»
Шло время из костей животных и рыб, а потом и из металла люди научились делать иглы. Появились мастера-сапожники, которые стали шить обувь из специально обработанных шкур животных (кожи).
-Хорошенько рассмотрите и потрогайте сапоги. Как Вы думаете, из какого материала они сделаны? Удобно ли носить сапоги?
-Как вы думаете, они прочные? Что станет с сапогами, если человек попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?
-Посмотрите на свою обувь. Что сейчас у вас на ногах? А в какой обуви вы пришли в детский сад? Как вы считаете, ваша обувь удобна? Она красивая? Она достаточно прочная?
-Вы все верно заметили, в современном мире появились сапоги, ботинки, туфли на каблуке, спортивная обувь. Форма обуви начала повторять очертания стопы человека. Сейчас много различной удобной, легкой, хорошей обуви из различных материалов (резины, ткани, меха). Она производится на специальных обувных фабриках. И купить ее может каждый.
Игра с мячом «Семейка слов».
- Давайте поиграем в уже знакомую игру. Будем подбирать слова, похожие на слово сапоги.
- Как можно назвать маленькие сапоги? (Сапожки).
- Как называют человека, который чинит обувь, сапоги? (Сапожник).
- Как называется крем для обуви, для сапог? (Сапожный).
- Как можно назвать очень большие сапоги? (Сапожищи).
Путешествие наше началось в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
-Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась обувь. Занимайте свои места на судне.
«Корабль,корабль плыви и путешествие позади!»