МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Почему осенью бывает грязно»

Акавова Саида Данияловна
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Почему осенью бывает грязно»

Конспект экспериментирования в средней группе

Тема: «Почему осенью бывает грязно

Цель: познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.

Задачи: 1. Учить детей делать выводы на основе проведенных опытов.

2. Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, память, речь.

3. Воспитывать интерес к экспериментальной работе; воспитывать любовь к природе.

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Почему осенью бывает грязно“» размещена в разделах

Оборудование: емкости с почвой, стаканы с водой, белый лист бумаги, мерные ложечки, лупы, пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Ход:

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Воспитатель:Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

Воспитатель: Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

Дети:(Земля.) Правильно, земля или почва.

Воспитатель: Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

Воспитатель: Плодородие основное свойство земли.

Мы с вами часто провидим опыты – эксперименты, которые помогают нам раскрыть многие тайны. Давайте вспомним, какой опыт мы начали проводить

Стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Извините, что опоздал, но на улице кругом лужи и слякоть. Откуда только эта грязь берется?

Воспитатель: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем много интересного о свойствах и составе почвы и ответим на вопрос Незнайки. Теперь все вместе проходим в лабораторию.

Но прежде, чем проводить опыты, мы немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Физ. минутка: «А теперь все по порядку дружно встали на зарядку».

А теперь все по прядку дружно встали на зарядку,

Руки в сторону, согнули

Вверх подняли, помахали

Дружно присели, пяточки задели

На носочки поднялись

А теперь пойдем, пойдем

В лабораторию придём!

Опыт 1. «Определение цвета и состава почвы»

Воспитатель: На столе перед вами листы бумаги, что лежит на них?

- Как назвать землю другим словом?

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какая почва? (Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая).

- Что вы видите в почве? (Корешки, сухие остатки растений, насекомых).

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт 2. «Определение состава почвы на наличие в ней воздуха».

Воспитатель: Возьмите комочек почвы и бросьте её в стакан с водой. Что вы увидели? (Выходят пузырьки.)

- Почему на поверхности воды появились пузырьки? Что это означает? (Ответы детей)

Вывод: В почве есть воздух.

- Размешайте почву ложечкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.

Опыт 3. «Определение состава почвы на наличие в ней воды».

Воспитатель: Насыпьте на лист бумаги немного почвы. Придавите ее рукой к бумаге и стряхните.

- Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно.)

Вывод: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (Вода попадает в почву, когда идет дождь.)

- Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (Червяки, муравьи, кроты, полевая мышь, личинки.)

Опыт 4. «Определение состава почвы на наличие песка и глины».

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

(На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.)

- Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите? (Ответы детей.)

Вывод: В почве есть песок и глина.

Опыт 5. «Почему осенью бывает грязно

Воспитатель: В чашку с землёй набрызгаю воды (дождик идёт). Пощупайте руками, что получилось, образовалось? (Ответы детей.)

Вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята, за хорошую работу в лаборатории. Давайте вспомним, что узнали сегодня о почве. (Ответы детей.)

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, почему осенью бывает грязно. Побегу, расскажу об этом своим друзьям. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации «Вырежи и наклей, что бывает круглое или овальное. Цветок» в средней группеКонспект занятия по аппликации «Вырежи и наклей, что бывает круглое или овальное. Цветок» в средней группе Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Вырежи и наклей,.

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности для детей средней группы на тему «Что бывает осенью»Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности для детей средней группы на тему «Что бывает осенью» Цель: развивать интерес к природе родного края и изображению осеннего дерева за счет использования нетрадиционной техники рисования – рисования.

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе «Почему тает снег»Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе «Почему тает снег» Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе "Почему тает снег" Цель: Формировать знания детей о.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Почему осенью бывает грязно»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 08:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД