Маргарита Потупчик
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Комнатные растения»
Конспект составлен воспитателем: Потупчик М. Н.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, развитие связной речи детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о комнатных растениях;
- развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Комнатные растения»;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память;
- учить описывать, находить и называть предметы по характерным признакам;
Тип занятия : занятие на закрепление и развитие ЗУН
Форма занятия : дидактичкеские игры, артикуляционная гимнастика, составление рассказа, демонстрация картинок, физкультминутка.
Продолжительность: 25 минут
Участники: дети старшего возраста (5-6 лет)
Оборудование: картинки с изображением комнатных растений и артикуляционной гимнастики, письмо в конверте с заданиями, музыка для артикуляционной гимнастики и звук жжужания.
Предварительная подготовка: рассматривание цветов в группе; беседа с детьми «Что растет на подоконнике?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Для чего нужны комнатные растения».
Методы и приемы работы с детьми: рассматривание иллюстраций; рассказы и беседы воспитателя; дидактические игры; артикуляционная гимнастика; физкультминутки, сюрпризный момент.
Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент Приветствие «Утренний круг» 2 минуты
Основная часть Дидактические игры, загадки, сюрпризные момент, артикуляционная гимнастика, физкультминутка 20 минут
Заключительная часть Подведение итогов 3 минуты
Ход занятия:
Организационный момент
В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Вставайте в кружок и повторяйте за мной слова для того, чтобы у нас было хорошее настроение: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
В: Присаживайтесь на стульчики, я приготовила для вас несколько интересных загадок
Загадки:
1. Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
2. На окне растет,
Круглой шапкой цветёт.
Расцвела в такую рань
На моём окне. (Герань/пеларгония)
3. Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус)
4. Что за хвост пошё л в рост:
Не в пруду, не в речке —
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)
В:Ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Д: Да, о комнатных растениях.
Сюрпризный момент (звучит жужжание насекомого)
В: Ребята, что это за звук такой?
Д: Это насекомое!
В: Точно! Насекомое жужжит, но какое, интересно? Куда же оно спряталось?
Воспитатель находит конверт на подоконнике.
В: Ой, ребята, а я что-то нашла!
Д: Конверт!
В: Давайте посмотрим, что же в этом конверте. (В. открывает конверт и читает)
«Здравствуйте, ребята! Я насекомое, но кто я вам не скажу! Это вы узнаете, когда выполните все мои задания!»
В: Ребята, мы хотим узнать, что это за насекомое? Тогда давайте выполним все задания!
В: Итак, 1 задание:Чтобы, вы сегодня говорили четко, выполните зарядку для язычка (провести артикуляционную гимнастику) :
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ)
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Лопатка» (вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе).
Описание: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
«Вкусный мед» (Вкусное варенье) (развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении).
Описание: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
«Качели» (научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении).
Описание: Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж)
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» (укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро)
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете первую часть картинки!
В: Теперь выполним следующее задания! Ребята, насекомое хочет проверить как вы знаете названия растений, ведь названия некоторых из них очень трудные. Запомните названия всех комнатных растений.
Задание 2. Образование существительных в родительном падеже
Ребята, какое это растение? (С каждой картинкой)
В: Молодцы. А сейчас, я одну картинку закрою, а вы скажете: нет чего?
фиалка —
герань—
бегония—
традесканция—
хлорофитум—
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть картинки!
Физкультминутка:
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Задание 3. Игры
В: поиграйте в игры. 1) п/и Игра с мячом.
Послушайте внимательно правила игры. Я каждому из вас буду передавать мяч и называть растения. Вы должны быть внимательными. Если я называю комнатное растение, вы приседаете, цветочки в горшочках. Если полевые, то нужно потянуться вверх к солнышку (фикус, кактус, василек, герань, традесканция, подснежник, хлорофитум, одуванчик, фиалка, мать-и-мачеха.)
В: Молодцы! Следующая игра!
Игра «Что лишнее?» (Развитие слухового внимания)
В: А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вы будете определять, что лишнее.
1) герань, колеус, фикус, подснежник. Что лишнее?
Д: Лишнее слово подснежник. Это растение растет в лесу. А все остальные —комнатные растения.
2) кливия, фиалка, ромашка, бегония;
3) хлорофитум, колокольчик, кактус, традесканция;
4) васелек, фикус, алое, щучий хвост.
В: Молодцы! Получаете еще одну часть картинки!
Задание 4. Составь рассказ «Комнатные растения», используя мнемотаблицу
Например.
Бегония. Это растение называется бегония. Листья у неё большие и острые, зелёного цвета с белыми пятнышками. У растения есть корень, длинные стебли, большие листья, цветы розовые (собраны в соцветие). Любит свет. Поливают бегонию после высыхания земли, летом часто, а зимой редко. Растение подкармливают удобрениями. У нас дома есть это растение, в группе тоже.
Фиалка—.
Хлорофитум—.
Кливия—.
Герань —.
Традесканция —.
В: Отлично! Вы выполнили все задания и получили все части разрезной картинки!
В: Давайте их соберем! Какого же насекомого задания мы выполняли?
(Ответы детей)
Итог занятия :
Молодцы! Наше насекомое — пчела! Это её задания мы сегодня выполняли. Какие задания вам понравились и запомнились больше всего? (Мне понравилось.)
Ребята, о каких растениях мы сегодня с вами говорили?
Ребята, вы сегодня молодцы! За то, что вы хорошо потрудились пчелка приготовила вам сюрприз.
Список литературы:
1. Байхамова В. А., Охапкина Г. М. ,Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М. : «Скрипторий», 2008.- 72 с.
2. Гозмяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. - М. : «ГНОМ», 2011. – 128 с.
3. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. – М, 2012. – 95 с.