Карина Кузьмина
Конспект занятия «Дикие животные зимой» в подготовительной школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
Детский сад комбинированного вида «Стрижи»
(МДОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида «Стрижи»)
Конспект фронтального логопедического занятия
по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной школе группе для детей с ОНР
Тема: «Дикие животные зимой»
Составила: учитель-логопед
Капустина Е. В.
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой“ в подготовительной школе группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе закрепления представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающая. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные», совершенствовать навыки словообразования.
2. Коррекционно-развивающая. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, развивать у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в.
3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point «Дикие животные», аудиозапись, предметные картинки с животными, разрезные картинки «Дикие животные»; сундучок, «следы» (на каждом - задание, письмо, раскраски с изображением диких животных.
Структура занятия Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент - Дети, вы сегодня приветствовали друг друга? Мы сейчас поприветствуем друг друга. Во время приветствия не забудьте улыбнуться друг другу. Приветствуем ладонями, локоточками, носочками. Всех поприветствовали? Поприветствуйте гостей улыбкой и поздоровайтесь! (Слайд №1)
- Ребята, нам пришло письмо от наших знакомых лесных зверей (читает) :
- Дорогие ребята! Мы, звери, приготовили для вас сюрприз - сундучок с кладом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. Желаем удачи! Лесные жители
- Скажите, ребята: вы любите путешествовать? А давайте отправимся с вами на поиски клада в зимний лес?
- Раз, два, три… Покружись, в зимнем лесу очутись!
Дети выполняют с педагогом приветствие.
Дети внимательно слушают.
Ответы детей
2. Основная часть 1. - А вот и первое испытание (след – задание №1). (Слайд №2)
Отгадайте загадки и соберите разрезные картинки. Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит серый, злой, голодный? (Волк)
Зимой - беленький
Летом - серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса!
А зовут ее (Лиса)
- Как можно назвать всех этих животных? Каких животных мы называем дикими?
2. - С первым заданием мы справились. Приступим к следующему испытанию.
• «Это чье, чья, чьи?» (след-задание № 2). (Слайд №3)
Логопед: - Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий). Послушайте, правильно надо говорить лисий, волчий, заячий, беличий. Скажите полным ответом: Я вижу лисий хвост.
Физкультминутка. Имитация диких животных под музыку (след № 3). Аудиозапись «Дикие животные»
- Ребята, а сейчас нам с вами нужно изобразить диких животных.
• «Кто, где спрятался?» (след № 4). (Слайд №4)
Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).
А где волк? (Волк спрятался за деревом).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за сугробом).
• «Чей детеныш?» (след № 5). (Слайд №5)
На экране «Лесная поляна» с изображением диких животных.
- Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосиха, её детёныш - лосёнок… (и т. д.).
• Пальчиковая игра «Дружат добрые зверята» (след №6) (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
• «Назови всю семью» (след № 7). (Слайд №6)
- Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.
Ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.
• «Домики лесных жителей» («Кто, где живёт?») (след № 8). (Слайд №7)
- У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо помочь животным найти свое жилище. Кто где живет?
На экране картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово….
Ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это волчья семья, они живут в логове…
•Упражнение «Подними картинку» (след № 9). (Слайд №8)
- Посмотрите на экран и на картинки, рассмотрите, кто изображен на них. Возьмите в руки картинку тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему? (Медведя, потому что он спит).
- Какие животные сменили свои шубки зимой? Покажите картинку этих животных. (Заяц, белка).
Дети ищут «след – задание №1».
Дети отгадывают загадки.
Индивидуальная работа – дети собирают разрезные картинки. Самооценка (используются жетоны).
Умозаключения детей.
Дети ищут «след – задание №2».
Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Дети выполняют движения под музыку.
Ответы детей полными предложениями.
Каждый ребёнок называет и проговаривает слова.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Дети должны вспомнить названия жилищ. Умозаключения детей.
Открытие детьми нового. Умозаключения детей.
3. Итог занятия - Молодцы ребята, вы прошли все испытания, и нашли сундучок с кладом. (Слайд №9)
- А еще у меня для вас есть жетоны. Если вы считаете, что справились с заданием очень хорошо – возьмите красный жетон, если хорошо – зелёный. А если вы считаете, что вы могли бы справиться лучше – синий.
- Скажите, где мы с вами побывали? Каких животных встретили? Какие это животные?
- А что нам помогло выполнить задания?
- Нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три…
Покружись, в детском саду окажись.
Дети находят сундучок с сюрпризом. Дети фиксируют свои достижения и проблемы.
Слайды презентации
Самоанализ фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной школе группе для детей с ОНР
1. Участники: дети с общим недоразвитием речи (6-7 лет) логопедической группы.
2. Цель: создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе закрепления представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающая. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные», совершенствовать навыки словообразования.
2. Коррекционно-развивающая. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, развивать у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в.
3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчиняется одной сюжетной линии.
Преимущество у такого вида преподнесения материала в том, что занятие-путешествие запоминается детьми. Интерес к занятию не снижался из-за сюжетной ситуации и желания узнать, что будет дальше. Мотивационная деятельность детей обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий.
Занятие отвечает следующим дидактическим принципам:
1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, я определила цель и задачи занятия, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Была продумана структура, ход занятия, подготовлен соответствующий наглядный, художественный и практический материал, музыкальное оформление, технические средства обучения.
2. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носило развивающий характер.
3. Занятие также носило воспитательный характер. Решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.
4. Эмоциональный характер занятия. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Между мной и детьми сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.
5. В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная. В вводной части мною была поставлена цель занятия, были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картинок, показ слайдов). Рассматривание картинок, слайдов было использовано для закрепления у детей знаний о диких животных, местах их обитания, их характерных особенностей, развития предметного, глагольного словаря и словаря притяжательных прилагательных. Рассматривание сопровождалась беседой. Своими вопросами я побуждала детей использовать определенные слова и словосочетания. Основные вопросы были репродуктивного характера (Кто? Какой? Где) и поискового, требующих установления связей и отношений между явлениями (Почему? Зачем) Для развития речи детей широко применялись словесные приемы. Это и правильный речевой образец (цель – подражание детьми, и повторное проговаривание (с целью запоминания, объяснение (с целью раскрытия значения слов, указания, оценка детской речи (цель – повышение интереса к речевой деятельности). В оценке подчеркивались, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправлялись с помощью образца. Лексико-грамматические упражнения помогали развитию как видовых (животные, так и родовых понятий (дикие животные, освоению слов в их обобщенных значениях. Дети попадали в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. На занятии использовалась художественное слово - загадывание и отгадывание загадок, которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности детей.
Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута.
6. На занятии оптимально сочетались коллективный характер обучения с индивидуальным подходом к детям.
7. Организация занятия отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям в детском саду. Это – освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность помещения, пособий. Была обеспечена тишина, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи логопеда и речь друг друга.
8. Учет результатов занятия позволяет в дальнейшем контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление обратной связи, позволяет наметить пути дальнейшей работы с детьми на последующих занятиях.
9. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях (по развитию связной речи, по ознакомлению детей с окружающим миром, в играх.