Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]»

Елена Вдовина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]»

Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не угрожающие, а просящее о помощи. Старичок поторопился на эти звуки.Совсем близко он услышал: «Р-р-р.»,а потом: «Рь-рь-рь.» Кто это? Он увидел огромную яму-ловушку. Оттуда и раздавались звуки. Заглянул туда Старичок Звуковичок — и как ты думаешь, кого он увидел?Тигров: маму и маленького тигренка.Тигрица рычала: «Р-р-р.»,а тигренок: «Рь-рь-рь.» Увидев Звуковичка, они очень обрадовались. Он срубил стоящее рядом дерево, которое упало в яму, и семейство тигров выбралось на свободу. Тигрица подошла, лизнула Старичку Звуковичкуруку и ласково зарычала: «Р-р-р.»,а тигренок радостно скакал и рычал: «Рь-рь-рь.»

Задание 1. Игра «Кто рычит?»

Цель: различение на слух звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов и слов.

Тигрица произносит звук твердо: «Р-р-р.», а тигренок —мягко: «Рь-рь-рь.» Я буду произносить звуки, слоги и слова, в которых есть эти звуки, а ты догадайся, кто рычит.

Звуки: [п], [р], [р'], [с], [к], [р'], [ш], [в], [р], [д], [р'], [н], [р].

Слоги: ра — ма — ни — ря — зу — ти — ро — ло — ре — до — ру.

Слова: якорь, рыба, букварь, помидор, моряк, пряник, роза.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р'].

Педагог. Чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка?

Ребенок. Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий.

Педагог. Чем они похожи?

Ребенок. Эти звуки согласные звонкие.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение и автоматизация в произнесении звуков [р] и [р'] в слогах,

ра — ра — ря ро — ро — ре ры — ры — ри

ри — ри — ру ре — ре — ре рэ — ре — ре

ру — ри — ро ру — рю — ру ро — рё — рё

Задание 4. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах.

Добавь слог:-ра или -ря: ды. мо., за., поте., го., по. ;

-ры или -ри: ков., фона., снеги., суха., помидо., забо.

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в словах.

Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии которых есть мягкий звук [р'].

Слова или картинки с изображениями: роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произнесением звуков [р] и [p']: нарисовать радугу, дорогие серьги, игрушечный робот, роза из крема, речная рыба, прекрасная орхидея, вырастить дерево, шустрый хорек, черные брюки, яркий фонарик, морской якорь, грушевое варенье, резали картон, морской загар, гречневая крупа.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']:

ра — ра — ра — Рае спать пора;

ри — ри — ри — горят фонари;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ре — ре — ре — встали рано на заре;

ры — ры — ры — летают комары;

рю — рю — рю — репу я варю.

Задание 8. Повторение предложений с четкой артикуляцией звуков [р] и [p'].

В саду расцвела розовая сирень.

Мама сделала на торте розы из крема.

Гриша рисует красным карандашом.

Варя варит смородиновое варенье, а Марина — грушевое.

Кирилл рубит топором дрова.

На березе каркали три вороны.

В огороде редиска и помидоры.

Вера и Рома собирают грузди и подберезовики.

Тамара играет на скрипке.

На тарелке лежат пирожки.

Задание 9. Повторение скороговорок, стихотворений.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Три сороки-тараторки

Тараторили на елке.

Повторяйте,детвора:

«Посреди двора дрова».

Роет землю серый крот —

Разоряет огород.

С. Маршак

Три вороны на заборе,

Три сороки на воротах.

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает —

Вмиг от кошки удирает.

Е. Савельева

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

В огороде старика

Репка выросла крепка.

Задание 10. Повторение стихотворных текстов.

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку —

Бросит корочку в корзинку.

А. Стародубоеа

Начинается считалка:

На березу сели галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Есенин

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Собирала Маргаритка

Маргаритки на дворе.

Потеряла Маргаритка

Маргаритки на дворе.

Деревянный Буратино

Карабаса победил,

Дверь в каморке под картиной

Золотым ключом открыл.

На дворе — горка,

Под горкой — норка.

В этой норке крот

Норку стережет.

Задание 11. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков [р] и [р'].

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки

Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз.

Затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладется на стол.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает –

Вмиг от кошки удирает.

Е. Савельева

Ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны, «кошка» (правая рука)крадется: все пальцы правой руки медленно «шагают» по столу вперед. «Мышка» (левая рука)убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад.

Публикации по теме:

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Г» - горошины падают в банку. (Показываю.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков «К-Т» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Т» - молоток стучит. (Показываю соответствующие.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков «П-Б» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «П» - пушка палит; «Б» - хлопушка стреляет. (Показываю соответствующие символы-картинки).

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[л] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «Р» - тигр рычит (язык поднят наверх и там пляшет); «Л» - самолёт летит высоко.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [Р’]-[Л’] .

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[р’] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам) «Р» - тигр рычит своим твёрдым голосом; «Рь» - маленький тигрёнок рычит своим мягким.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [С]-[Ц] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «с» - воздух выходит из насоса и свистит; «ц» - а теперь просвисти отрывистыми.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.

План-конспект занятия по дифференциации звуков [р] и [р’] в словах Тема: дифференциация звуков [ р ] и [ р'] в словах. Задачи: различение звуков [ р ] и [ р’] в словах, закрепление правильной артикуляции.

Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа) Развитие речи. Тема: звуковая культура речи; звуки ш-ж; дифференциация звуков: ж-ш. Старшая группа. Программное содержание: закрепить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]»
Опубликовано: 20 января 2016 в 22:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Проект «День космонавтики»
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Длительность проекта: 1 неделя....
Фотоотчёт о выставке в ДОУ «Я космонавтом быть хочу», посвящённой Дню космонавтики
Фотоотчёт о выставке в ДОУ "Я космонавтом быть хочу", посвящённой Дню космонавтики В преддверии Дня космонавтики в нашем детском саду «Золотая рыбка»...
Фотоотчёт о праздновании Дня Здоровья
В минувшую среду, 7 апреля отмечался День здоровья, который празднуется с 1948 года и знаменателен тем, что в этот день была создана Всемирная организация...