Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя фамилия. Моя семья»

Валентина Смирнова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя фамилия. Моя семья»

Моя фамилия. Моя семья

Цель: Формирование образа Я.

Задачи:

1. Формировать представление детей о семейном роде, об истории своей фамилии.

2. Закрепить знания детей об истории своего города.

3. Создать условия для начальной информационной социализации детей.

4. Учить детей использовать информационно-поисковые справочные программы для получения информации.

5. Повышать самооценку детей при изучении истории своей фамилии и желание достичь успехов.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Моя фамилия, Моя семья“» размещена в разделах

6. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Оборудование: мини-музей «Горница», гимнастическая скамейка, обручи, смартфон.

Подготовительная работа: чтение и обсуждение сказки С. Козлова «Дружба»

Дети находятся в группе и обсуждают сказку С. Козлова «Дружба»

1ребенок – Медвежонок назвал своего зайца ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА, а меня мама тоже называет «заинька»

2ребенок – А меня называет «лапушка» или «доченька»

3ребенок – И меня «лапушка» или «доченька», а еще Машенька.

4ребенок – И меня Дашенька.

1ребенок – А как можно понять какую Дашу позвали, если бы не было фамилий?

2ребенок – А если бы не было и имен?

3ребенок – Откуда произошли фамилии?

4ребенок – Давайте пойдем к нашей бабушке Марфе Васильевне, в Горницу, она такая старенькая и мудрая – все знает!

Ход занятия:

Дети приходят в горницу, бабушка прядет на прялке.

Дети: Здравствуйте Марфа Васильевна!

Марфа Васильевна: Добрый денек, мои дорогие! С чем пришли, садитесь рядком, поговорим ладком.

Ребенок: Вы все знаете, расскажите нам, как произошли наши фамилии? Марфа Васильевна: Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Это наше семейное имя.

Фамилию можно определить, начав от любого мужского имени. Первоначально они выполняли функцию отчества, отвечая на вопрос «Чей сын?» Если отец Иван, то фамилия Иванов, если отец Емеля то фамилия (ответы детей, а какие мужские имена вы знаете, и как из них получаются фамилии… (ответы детей)

Фамилии, образованные от женских, материнских имен, встречаются реже. Такая фамилия может означать, что ее первый носитель воспитывался вдовой или матерью одиночкой, а то и просто женщиной ставшей главной в семье. Так и появились Маша - Машкины, Зина - Зинины. Если мать Дарья, то фамилия получится? (ответы детей) А какие женские имена вы знаете, и как из них получаются фамилии… (ответы детей)

А ещё есть фамилии, образованные от прозвищ. Прозвище могло быть связано с внешностью – например, Рыжий – Рыжов (ответы детей) или с чертами характера – Свистун, Смышляй, Говорух (ответы детей). Некоторые фамилии образовались от названия животных, на которых люди были похожи – Петух - Петухов, Козел, Медведь, Лебедь (ответы детей). Некоторые фамилии образовались из профессии, например: Сапожник – Сапожников или Сапожков. А Портнов кем мог быть? (ответы детей). Мельников, Мукомолов кем были? (ответы детей)

Вокруг нас с вами много людей с географическими фамилиями. По такому родовому имени можно сказать о человеке, где родина его предков: Архангельские из Архангельска, из Казани – Казанцевы а из Томска (ответы детей, Московцев откуда (ответы детей). А Сибиряковы откуда будут? (ответы детей,

А также определяли внешний облик человека – Беляк (ответы детей, Худяк (ответы детей, Черныш (ответы детей, Кудряш (ответы детей).

Дети делают выводы о своих фамилиях.

Кузнецова – сын или внук Кузнеца.

Солдатова – в основе этой фамилии понятное слово – солдат.

Богданов – от имени Богдан.

Макаров – от имени Макар.

Ребенок: А моя Дульянинов откуда?

Марфа Васильевна: Это так просто не определить, здесь без сказок не обойтись. Катись яблочко наливное по тарелочке по расписной, покажи нам книги умные. Никак не показывает, только дорогу и видно. Пойдем по этой дорожке.

Входит Баба Яга

Баба Яга: Это кто это в моем лесу ходит бродит? Вы кто такие, куда

собрались?

(Ответы детей)

Баба Яга: Ишь чего придумали про фамилии свои узнать решили! Не

пропущу я Вас, пока задание мое не выполните!

Марфа Васильевна: Ребята выполним задание Бабы Яги?

(Ответы детей)

Баба Яга: Живу я болоте топком, в лесу дремучем… Сможете проскочить по

кочкам через мое болото, да по мостику деревянному пройти? Тогда

пропущу вас!

Марфа Васильевна: Ну что ребята справимся?

Ответы детей.

(Дети прыгают по «кочкам» – обручи и идут по гимнастической скамейке).

Марфа Васильевна: Баба Яга, мы твои задания выполнили, прошли по

болоту. Пропусти нас к ученому?

Баба Яга: Ишь чего придумали, к ученому решили пойти, про фамилии спрашивать, а я тоже хочу знать откуда моя фамилия!

Марфа Васильевна: А какая у тебя фамилия Баба Яга?

Баба Яга: Фамилия моя Егорова. Скажите откуда взялась моя фамилия?

Ответы детей.

Баба Яга: Ну что ж все мои задания выполнили! Тогда я вам помогу и учёного приведу!

Баба Яга читает заклинание и появляется Учёный.

Учё ный: Здравствуйте, Марфа Васильевна, здравствуйте, дети.

С какой проблемой вы пришли ко мне

Дети: Мы хотим узнать откуда произошли наши фамилии.

Учё ный: А что, Марфа Васильевна разве вам не рассказала?

Марфа Васильевна: Да рассказала я про те фамилии, про которые знала.

Учёный спрашивает у детей про чьи фамилии рассказала Марфа Васильевна (ответы детей)

Учё ный: Ну хорошо, давайте я вам расскажу про остальные фамилии. Только у меня к вам такой вопрос: А подскажите мне, пожалуйста, где же мы можем посмотреть информацию о происхождении фамилии?

(Ответы детей)

Учё ный: Хорошо. Давайте приступим.

Обращаемся к информационно-поисковой системе Яндекс Алиса.

Кириенко – от имени Кирьян, формы имени Кирилл.

Меркулов – основой фамилии Меркулов послужило имя древнеримского бога Меркурий, покровителя.

Пермяков –от названия города Пермь.

Лазарева – произошло от еврейского имени Лазар или Лазарь.

Дульянинов – основой фамилии Дульянинов послужило церковное имя Дула.

Масунов – фамилия образована от искаженного арабского имени Маснун, которое в переводе на русский язык означает «гладкий, ровный».

Сорок – отчество сорокин, т. е. сын Сороки. Но могла образоваться и от прозвища сорока – болтливый человек.

Голобоков – происходит от прозвища Голобокий, в основе которого лежит словосочетание «голые бока». На Руси голобокими называли бедных людей, неимущих.

Учё ный: Марфа Васильевна, а какая у Вас фамилия?

Марфа Васильевна: А моя фамилия Белоярова так же называется деревня, где жила моя бабушка. У нас около деревни высокий песчаный берег белый- белый поэтому так и называется. Еще бабушка рассказывала, что наша деревня старше Новосибирска!

Ребенок: Почему наш город так называется?

Марфа Васильевна: Расскажу вам сказочку, а вы помогите мне (разминка)

Тайга, деревья высокие шумят

По тайге ходит медведь,

Решили по тайге провести железную дорогу,

Паровозы должны поехать по ней,

Но на пути река большая, широкая, глубокая

Какая река в нашем городе?

Надо построить мост. Но где?

Посмотрели направо – слишком высокие берега,

Посмотрели налево – слишком глубокая река,

Возле села Кривощеково как раз подходящее местечко!

Давайте посмотрим, старинные фотографии. Новосибирск как город возник благодаря строительству Великого Сибирского рельсового пути.

Первым русским поселением на территории современного Новосибирска был поселок получивший название Кривощёково. Почему он так назывался? Ответы детей.

Позже посёлок переименовали в Ново-Николаевск. (фото)

В декабре 1925 года переименовали Ново-Николаевск в Новосибирск.

Деревня Кривощеково – Новониколаевск – Новосибирск

Много улиц нашего города названо фамилиями замечательных людей, какие улицы вы знаете. Ответы детей.

Рефлексия:

Ребята, что нового Вы узнали сегодня? Что вам больше всего запомнилось?

Кто помог тебе сегодня?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентациейКонспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентацией Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие,.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали»Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали» Цель. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста "Зимний лес" подготовила воспитатель 1 категории Амелина Т. Ф. Нетрадиционная техника:рисунки из ладошки. Цель:развивать у детей познавательный.

Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Цели: - познакомить детей с правилами дорожного движения; - помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Конспект занятия в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста на тему «3D-иллюзия»Конспект занятия в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста на тему «3D-иллюзия» Конспект занятия в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста на тему «3D-иллюзия» Развитие памяти внимания, абстрактного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя фамилия. Моя семья»
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 18:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД