Папки-передвижки

Конспект занятия для детей старшей группы «Какую одежду носили на Руси»

Наталья Петухова
Конспект занятия для детей старшей группы «Какую одежду носили на Руси»

Конспект занятия для детей старшей группы

"Какую одежду носили на Руси"

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие».

Расширять представления детей об одежде на Руси в XYIII – XIX.

Образовательная область «Речевое развитие».

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Какую одежду носили на Руси“» размещена в разделах

Обогащать речь детей существительными, прилагательными обозначающими тему «одежды носившую на Руси».

Развивать умение поддерживать беседу.

Поощрять попытки делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об одежде на Руси, носившую в праздники и будни.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Развивать инициативу, организаторские способности.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми об одежде на Руси.

2. Беседа про вещи и предметы далекой старины.

3. Заучивание потешек, колыбельных песен, стишков- пестушек».

4. Рассматривания русских костюмов, деревянной посуды, мебели.

Индивидуальная работа: Помочь детям с проблемами в речи выражать свою точку зрения на тему «Народная культура и традиции», правильно употреблять в речи существительные, прилагательные и наречия.

Пособия и материалы:

1. Терем, лавочки.

2. Свистульки, балалайка.

3. Картинки с изображением русских костюмов.

4. Костюмы в старинном русском стиле.

Ход занятия

Первый мальчик

Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей народ!

Второй мальчик

Приходи, кому охота!

А кому неохота - тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Третий мальчик

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй- ка, звончата!

Дома ль Настя,

Дома ль Василиса,

Дома ль душенька – Катюшенька!

Девочка (выглядывает из терема). Мы –ту –точки!

Мальчики все вместе

Красны девицы,

Выходите погулять,

Себя показать.

Девочки выходят, садятся на лавочки. Приходит воспитатель. Красота!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, и наряды у вас такие необычные! Позвольте, я буду хозяйкой.

Дети: Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе.

Воспитатель: Спасибо, ребята за приглашение. Только скажите, на какую беседу вы здесь у терема собрались?

Дети: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской народной одежде рассказать.

Воспитатель: А кто и когда носил русскую народную одежду?

Дети: Такую одежду носили на Руси наши предки очень, очень давно.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?

Дети. Да, знаем. Одежду шили из льняного полотна.

Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна.

Дети: Сначала пряли на прялке лён и шерсть животных получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке- получали полотно- серую холстину.

Воспитатель: Великолепно! Это трогает меня до глубины души, как много вы знаете о жизни русского народа. Расскажу я вам, чем красили одежду.

В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем; листья ягод черники и голубики, корою дуба и липы.

Вот и выходили такие яркие ткани! Шили одежду на Руси портные всю зиму шили, а иногда весь год! Мастерицы- рукодельницы вышивали да пряли такую одежду!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?

Дети: Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

Воспитатель: После работы шли все от мала, до велика в новых нарядах песни петь да плясать. Давайте, дети и мы споем русскую хороводную песню «Как у наших у ворот»! Поют, водят хоровод. Отлично. Песни петь, хоровод водить с вами только просто радость. На Руси есть пословица : «Делу - время, потехе - час». Так и нам пора продолжить беседу. Скажите-ка, что за одежда на вас одета?

Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.

Воспитатель. А расскажите нам, что такое рубаха?

Выходит мальчик в рубахи и рассказывает: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все : и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские - короткие, женские - длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Воспитатель: А мастерицы- рукодельницы вышивали рубахи да припевали.

Мастерицы –девочки вышивают и поют.

Как на Ваниной рубашке

Вышью я ромашки,

Ландыши да кашки.

Воспитатель: А что это у вас на рубашке повязано?

Дети: Это пояс-кушак.

Воспитатель: В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка - калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс. Показывает.

Мальчики на Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. Показ слайда.

Саша быстро поспеши и про порты расскажи.

Чтобы не замерз сынок,

Взяли полотна кусок

И теплые порточки

Сшили для сыночка.

Второй мальчик

Ну а раз оделся ты

И в рубаху, и в порты-

Надо обувь надевать

И на праздник поспешать.

Воспитатель: Показ слайда: послушайте про повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка - липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

Танец: «Валенки»

Гостья: Про девочек – то мы забыли. Что же они носили в старину?

Выходят девочки в сарафанах: Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Воспитатель: Кто помнит, какие головные уборы носили в старину девочки?

Выходит девочка с косой. Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса - всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. Девочкам волосы заплетали в две косички, приговаривая: Говорят девочки:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

Воспитатель: Мальчики носили в будничные дни шапку - колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.

Когда кончался день трудовой, открывали они тяжелые сундуки, доставали нарядную праздничную одежду и шли на игрища : песни петь, плясать да в игры поиграть. Подходите, одевайте и в игру скорей играйте, а называется она «Ручеек».

Звучит «Барыня», дети играют в игру. Пора заканчивать, что вам запомнилось в нашей беседе? Что расскажите мамам и папам? А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.

Литература:

Воспитание ребенка в игре / Под редакцией Р. Н. Жуковская. - М., 1963

https://www.apropospage.ru/history/hist2.html

Дыбина О. В. Что было до… : Игры путешествия в прошлое предметов. –М. : ТЦ Сфера, 2011. -160 с. (Ребенок в мире поиска).

Публикации по теме:

«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы Зал украшен в народном стиле. Дима из-за кулис -Анюта,пойдешь гулять? Под музыку входит Анюта Отдых –это не безделки- Время игр и новостей.

Конспект НОД по рисованию «Нарисуй какую хочешь игрушку» с детьми средней группыКонспект НОД по рисованию «Нарисуй какую хочешь игрушку» с детьми средней группы Цель: развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования.

Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей какую хочешь постройку» с детьми средней группыКонспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей какую хочешь постройку» с детьми средней группы Цель: создание условий, для формирования у детей, умения создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Задачи: Развивать воображение,.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси» Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая». Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Какую одежду носили на Руси»
Опубликовано: 25 января 2022 в 11:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД