Анна Филиппова
Конспект занятия «Кислотность с использованием цифровой лаборатории «Наураша» в рамках инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность «STEM-образование детей дошкольного возраста», образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Конспект занятия «Кислотность»
с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Публикация «Конспект занятия „Кислотность с использованием цифровой лаборатории „Наураша“ в рамках инновационной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: Дать детям первые представления о понятии «кислота», «кислотность», о влиянии ее на здоровье человека
Задачи:
- познакомить детей с понятием «кислотность», «показатель кислотности»;
- расширять представления детей об органах чувств человека, о зонах языка, отвечающих за вкус;
- закреплять умение пользоваться датчиком измерения кислотности «Божья коровка»;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать развитию мыслительной активность, любознательности, умению делать выводы, интереса к познанию окружающего мира.
- закреплять умение работать в команде;
- способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям;
Оборудование: Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» модуль «Кислотность», датчик «Божья коровка», ноутбук, емкости с лимонным, яблочным соком, колой, водой, чаем, одноразовые ложки, салфетки, кусочки яблока, лимона, соленого огурца, варенье.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг! Скажите вы любите танцевать (да). Я предлагаю Вам потанцевать под весёлую музыку (звучит музыка «И два фиксика внутри», взрослый танцует вместе с детьми).
-Ребята, кто это?
(воспитатель обращает внимание на смарт-доску, там появляется картинка с Ноликом, который плачет, воспитатель рассказывает, что у Нолика болит живот, он выпил много кока-колы)
-Ребята, как вы думаете, почему у Нолика заболел живот (дети высказывают свои предположения)
-Мы проверим все ваши гипотезы, а поможет нам в этом наш ученый Наураша. У него есть своя лаборатория, и он очень любит проводить в ней опыты.
Ребята, а вы хотите помочь Нолику разобраться, почему у него заболел живот? Мы с вами в процессе проведения опытов выясним причину и расскажем Нолику, чтобы он знал, что можно есть, а что нельзя.
2. Основная часть
- Но прежде, чем мы приступим к исследованиям, нам нужно отгадать загадки, которые нам приготовил Наураша.
-Брат его – оранжевый,
Очень сочный, вкусный.
Он сам ярко жёлтый,
А, на вкус — кислющий. (лимон)
Все на свете знают этот фрукт,
Витаминов много, и железо тут.
Этот фрукт полезен, сладок он на вкус.
Угадайте, дети, как его зовут (яблоко)
Оранжевый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки (апельсин)
- А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав? (воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют лимон, яблоко и апельсин)
-Скажите, какой из этих фруктов самый кислый? (лимон)
-Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи? (языка)
-Какие вкусы может распознавать язык? (кислый, сладкий, горький, солёный)
-Посмотрите, Наураша прислал нам картинку, что на ней изображено? (язык) дети рассматривают язык, что вы можете рассказать про этот орган? (язык расположен в ротовой полости. Язык - это мышца. На языке есть вкусовые сосочки, с их помощью мы чувствуем вкус).
- Кончик языка – чувствует сладкое и солёное (на картинку на кончик языка приклеиваем наклейку соли и сахара)
Боковые стороны языка – чувствует кислое (приклеиваем по бокам наклейку -лимон)
Корень языка - чувствует горькое (на корень языка приклеиваем наклейку- жгучий красный перец)
-Язык помогает пережёвывать пищу, а также является органом речи
Физкультминутка
- Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать (вновь звучит музыка «И два фиксика внутри» воспитатель выполняет танцевальные движения вместе с детьми)
Работа в лаборатории «Наураша»
- Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота? Кислотность (дети выдвигают свои предположения)
-А ответить на эти вопросы мы сможем при помощи лаборатории Наураши. В фруктах и овощах есть вещества, которые называются кислотами, вкус у фруктов разный, потому что в них содержится разное количество кислот, одни фрукты кислые, другие сладкие и сейчас мы попытаемся проверить кислотность разных фруктов, кока-колы и воды (воспитатель показывает фрукты, кока-колу и воду)
- Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем меньше цифра – тем больше кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.
- Но прежде, чем мы с вами начнем искать ответы на наши вопросы, давайте вспомним правила поведения в лаборатории
Правила работы в ЛАБОРАТОРИИ.
Правило №1. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №4. Не пробовать на вкус жидкости в стаканах.
Правило №5. Сначала дослушай задание Наураша до конца, а потом выполняй его.
Опыт1.
Апельсиновый сок - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой. Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)
- Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.
Опыт2.
Яблочный сок - налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
- Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
Опыт3.
Лимонный сок - налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Дети, какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям?
Дети: Лимонный.
Опыт4.
Чистая вода - налить воду в стакан с белой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
Опыт5.
Газировка - налить газировку в стакан с коричневой наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
- Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты. А кислота не чувствуется, почему? Потому что там очень много сахара.
Опыт6.
Вода плюс сода - налить воду в стакан с белой наклейкой. - Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
(Добавить соду, произвести повторное измерение.)
- При добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется щелочной. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
-Ребята, какой вывод мы можем сделать? Если наш Нолик будет и дальше пить кока-колу, то живот у него будет болеть постоянно, и он будет всегда грустный. - А что бы вы посоветовали ему пить (воду и сок)
- Ребята, а много сока можно пить? (нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту)
3. Заключительная часть.
- Что нового мы узнали, какие новые слова (понятия) сегодня прозвучали? Что такое кислотность? (содержание кислоты в продуктах). Чем полезна и опасна кислота?
- Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали и узнали много нового.