Дарья Мухметдинова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ж] — [Ш] у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Протокол группового логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.
Тема занятия : «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».
Цель занятия : закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш.
Задачи занятия :
Коррекционные:
1) вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;
2) закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Ж] — [Ш] у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3) развивать умение определять позицию звуков в словах;
4) развивать фонематический слух;
5) развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
6) развивать общую и мелкую моторику.
Обучающие:
1) закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;
2) познакомить с правилом написания жи-ши.
Воспитательные:
1) формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).
Содержание занятия :
1. Организационный момент. Логопед вешает на доску карточки с буквами, просит детей взять зеркала, счетные палочки и сесть на свои места. Дальше предлагает задание:
«Посмотрите на доску. Какая буква здесь написана? - На что похожа буква Ш?» Логопед показывает на другую карточку. «А это какая буква? - А на что или кого похожа буква Ж?» Логопед слушает ответы детей.
2. Артикуляция звуков.
«Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок? - Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком [ж]. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь»
3. Характеристика звуков.
«Давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует? - А какой звук [ж]? - А почему он звонкий? - Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация? - Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]? - А чем они отличаются?»
4. Развитие фонематического слуха.
«Внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши. Словарный материал: Жук, жизнь, машина, моржи, ежик, кошка, шуба, кожа, жар, уши. - Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Словарный материал: Крыша, лужа, шарик, флажок, лошадь, мышь, жираф, журавль»
5. Письмо букв в воздухе.
Логопед предлагает нарисовать буквы пальцами в воздухе.
6. Физкультминутка.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
7. Правило ЖИ и ШИ
Закрепление правописания жи, ши. Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И.
«Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний? - Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили? - Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф? - Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И? - Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И. - Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ? - А какую букву пишем?»
8. Развитие внимания.
Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др.
«Сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж». Логопед проверяет выполненное детьми задание.
9. Выкладывание из счетных палочек.
«Теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Логопед показывает.»
10. Работа в тетрадях.
«Теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь»
11. Подведение итогов занятия.
Логопед спрашивает у детей, что они запомнили из занятия.