МААМ-картинки

Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочная страна — Экономика» для старшего дошкольного возраста

Надежда Буданова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочная страна — Экономика» для старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе по финансовой грамотности

«Сказочная страна – ЭКОНОМИКА»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений через знакомство со сказкой и её героями, обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с экономическим понятием – потребность,

Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Сказочная страна — Экономика“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- закрепить представления детей экономических понятий : деньги, семейный бюджет: доход и расход.

- продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации;

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные:

- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

- формировать положительные взаимоотношения детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, складывание картинок, загадки – отгадки.

Материал и оборудование: карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки по сказкам, образцы бумажных и металлических денег. Иллюстрации : Мухи – Цокотухи, Красной шапочки. Конверты с заданиями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Что можно купить за деньги, что нельзя?», «Доходы - расходы», чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Красная шапочка», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Там живут необычные жители. Вы хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей)

Воспитатель: Замечательно, сегодня я буду волшебницей и предлагаю вас отправиться в сказочную страну - ЭКОНОМИКА.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

-Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

Книга открывается, сказка начинается.

Я страницу открываю, сказывать я начинаю

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте.

Что увидите - запоминайте

Воспитатель: Чтобы хорошо работал наш язычок, мы с ним немножко поиграем:

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в сказочной стране - Экономика.

И встречает нас, сказочный герой?

Дети: Муха – Цокотуха.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в какой сказке живет этот герой?

Дети: Сказка называется «Муха – Цокотуха» и написал ее К. И. Чуковский.

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:

1 ребенок: Муха- Муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо.

2 ребенок: Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

3 ребенок: Пошла муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: На что Муха – Цокотуха купила самовар?

Дети: нашла денежку. Воспитатель: Ребята, деньги бывают разными - у каждой есть своё название. Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся?

(Рубли)

Воспитатель: Что из себя представляют деньги?

(Монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте их, рассмотрим, какие они?

(круглая, металлическая, звенит, твердая и тд.)

Воспитатель: Какие монеты вы знаете?

(показ иллюстраций, дети называют монеты разного достоинства).

Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги – банкноты. Какие они? (бумажные, прямоугольные, шуршат).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а для чего нам нужны деньги?

Дети: Чтобы что-то купить, заплатить за что-то.

Воспитатель: А что можно купить за деньги?

Ответы детей: для покупки одежды, продуктов питания, лекарства, проезда в транспорте и д.

Воспитатель: Вот сколько всего можно купить за деньги!

Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Сейчас мы с вами поиграем в игру и выясним, что можно и что нельзя купить за деньги.

Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, что нельзя?»

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (крутим кулачками)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак согнув

все пальцы)

Воспитатель: Ребята, т. к. мы находимся в стране ЭКОНОМИКА,

Мы должны научиться находить выход из экономической ситуации.

Наша игра называется «Советы покупателю». Я буду, приводит вам различные экономические ситуации, а вы подумать и их разрешить.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? (Готовь сани летом, а телегу зимой).

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 2 рубля, а на рынке - 3 рубля. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? (причинно-следственные связи). Дети называют продукты, сделанные из Молока.

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

Воспитатель: Молодцы ребята, и наше путешествие продолжается.

2. Воспитатель: Здесь, что-то написано, давайте прочитаем!

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)

Воспитатель: У какого сказочного героя мы оказались в гостях?

(Ответы детей). Вы помните, что случилось с Красной шапочкой?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как же сказка закончилась?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу, что рассказала нам Красная шапочка. После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами мы теперь живё м втроем: мама, я и бабушка и всё у нас хорошо. Мама работает в школе учительницей и получает за свой труд зарплату.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату?

(Ответы детей)

Воспитатель: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

Воспитатель: Зарплата - это деньги, которые платят за труд.

Воспитатель: Красная шапочка сказала, что учится шить одежду и за хорошую учёбу получает - стипендию.

Воспитатель: За что, Красной шапочке платят стипендию?

(Ответы детей)

Воспитатель: Стипендия – это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.

Воспитатель: Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, и она теперь получает пенсию.

Воспитатель: Что получает бабушка?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги, которые платят людям, проработавшим много лет.

Воспитатель: Из маминой зарплаты, моей стипендии и бабушкиной пенсии складывается семейный бюджет.

Воспитатель: Все деньги, которые попадают в семейный бюджет называются доходом семьи.

Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы.

Воспитатель: Как вы думаете, какие бывают расходы?

(Ответы детей)

Воспитатель: На что тратят деньги ваши родители в первую очередь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие это расходы? (Ответы детей)

Воспитатель: А на что ещё можно расходовать деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

Словесная игра «Доходы - расходы»

- Я начну читать сейчас. Вы внимательно слушаете, поднимаете руку и отвечаете: доход или расход.

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Папа получил премию – доход.

Воспитатель: С каким жителем сказочной страны экономика нас познакомила Красная шапочка?

Ответы детей: Доходы – расходы

Воспитатель: «Красная шапочка» просит вас отгадать загадки:

Дидактическая игра «Загадки – отгадки»

1. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна (монета)

2. Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа (деньги)

3. На товаре быть должна,

обязательна …. (цена)

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

6. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)

7. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки (супермаркет).

8. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовё тся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар).

9. В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (банк).

10. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в (банке).

11. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам (продавцы).

12. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

13. В этой сумочке живет

Звонкая монета

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа (кошелек).

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о деньгах?

Ответы детей:

Копейка рубль бережет.

Деньги приходят и уходят.

Дорог хлеб, коли денег нет.

Накопи, потом купи.

Денежки труд любят.

Уже всех бед, когда денег нет.

Деньги – гости, то нет то горсти.

То сегодня сбережешь, то завтра пригодится.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Деньги счет любят.

Счастье не в деньгах, а в их количестве.

Физкульминутка: «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (Хлоп – закрывают кошелек.)

3. Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого?

Воспитатель: Нам пишут герои сказки К. И. Чуковского «Телефон» послушайте, что они нам пишут.

Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой Бармалей всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.

Послушайте, что он натворил.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Книжек

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой, милый, хороший,

Пришли мне перчатки

И мне и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать шоколадки

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, галоши

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон» ответы выложите на магнитной доске.

Воспитатель: (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.)

Что попросил слон?

- слон - шоколада

- крокодил - галоши

- зайчатки – перчатки

- мартышки – книжки.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно выложили все карточки.

Воспитатель: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

Воспитатель: Потребности — это всё то, в чем все нуждаются. Потребности – это тоже жители сказочной страны – экономика.

Воспитатель: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какая сказка там спряталась.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: С каким жителем сказочной страны «Экономика» нас познакомили герои сказки «Телефон»?

(Потребности)

Воспитатель:

Ребята, прежде чем вернуться в детский сад скажите, у героев каких сказок мы побывали в гостях?

С какими жителями сказочной страны Экономика, мы познакомились?

(Деньги, доход – расход, потребности)

Воспитатель: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. И нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные купюры и монетки, для сюжетно – ролевой игры «Магазин», «Банк» и др.

Воспитатель: Ну а чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной:

Вокруг себя повернись и в детском саду очутись

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Конспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать социально – коммуникативное общение, внимание,.

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочная страна — Экономика» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2023 в 21:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД