Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Татьяна Диомидова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Глаголы прошедшего времени единственного числа».

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах.

2. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов единственного числа.

3. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 4. Развитие диалогической речи.

4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому выделению слов в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие сильной, направленной воздушной струи.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие чувство ритма.

4. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать наблюдательность, интерес, бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Картинки с изображением перелётных птиц, насекомых.

2. Конверты разного цвета и размера.

3. Лупа.

4. Мяч.

5. Полоски 15см -6 штук.

6. ДВД- плеер с записью песни «Птицы-пальчики» Е Железновой.

7. Магнитная доска.

8. Презентация «Назови ласково»

Литература:

*В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»-М. : «Гном и Д», 2000г. -20с.

*А. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» -М. : «Генезис», 2007г. – 461с.

*Е. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»-М. : «Сфера»,2007г. -25с.

* Е. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»-М. : «Сфера»2008г. -20с.

Ход занятия.

Оргмомент.

1. Игра: «Имена». Логопед хлопает в ладоши, а дети называют свои имена в ритм хлопкам.

2.-Ребята, когда вы шли в садик какая погода стояла на улице? (холодная, пасмурная, дождливая.)

- В какое время года бывает такая погода? (Осенью)

3. Дыхательно упражнение «Ветер».

- Наступила осень. Подул холодный северный ветер. Давайте мы с вами тоже подуем, как ветер. (Сильный вдох носом. Медленный выдох ртом. Во время выдоха пальцем прерывать воздушную струю.)

4. Артикуляционная гимнастика.

-Я расскажу вам сказку про язычок.

Сценарий.

А) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперёд, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)

Б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)

В) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)

Г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так. Кач-кач! (Поднимать язык вверх-вниз, параллельно сэтим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперёд-назад.)

Д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так! (Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка)

Е)Решил поиграть в стрелочки. Вот так! (Язык следует за движением руки, а другая рука при этом -на поясе. Это упражнение проводится с ведущей рукой, а потом не ведущей.)

Ж) Замёрз язычок и, чтобы согреться стал прыгать, цокать как лошадка, вот так. (Цокать языком и прыгать. Руки на поясе)

З) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперёд и обратно спрятал. (С силой выкидываемязык вперёд, изображая жало змеи. Одновременно сжатые в руках руки выбрасывать вперёд и выпрямлять их)

И) Покусал, почесал себя, чтобы не замёрзнуть, вот так! (Сначала кусать, а потм иязык зубами от самого кончика до середины)

К) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой – обедать и спать. (Цокать, стоя на месте, руки на поясе)

5. Д/ И с мячом «Назови приметы осени» .

-Какие изменения происходят осенью в природе. (Листья желтеют и опадают, идут дожди, солнце светит не ярко, становится холодно, люди одеваются в тёплые одежды.)

- Что происходит с птицами осенью? (Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать).

2. Садитесь, ребята за столы. Сегодня мне передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого-нибудь. Это письмо от ласточки.

Ласточка написала письмо, потому что уже все перелётные птицы улетели в тёплые края. Она скучает по родине и очень ей захотелось напомнить о себе и своих друзьях. Открываем конверт. Но что это? В нем ещё конверт синего цвета. В конверте какие-то картинки. Что же они означают? Это портреты птиц. Нам птицы прислали свои изображения и просили сделать выставку. (Выставляются картинки с изображением перелётных птиц и голубя).

-Кто знает чьи это снимки? (Это -кукушка,, это- утка, журавль, скворец, грач, соловей, журавль голубь).

- Ребята, может ласточка что-то перепутала и какой-то лишний портрет положила в конверт? Догадайтесь, чей снимок здесь лишний? (Голубь-зимующая птица).

4. Конверт жёлтого цвета, в котором лежит виртуальное уменьшительное стёклышко. Д/и «Назови ласково»

-У меня есть волшебное стёклышко. Я предлагаю рассмотреть детям предметы под уменьшительным стеклом.

Кукушка-кукушечка

Скворец-скворушка

Соловей-соловушка

Утка-уточка

Журавль-журавушка

5. Достаём конверт зелёного цвета. Какое задание придумала нам ласточка?

Д\И «Сейчас или раньше»- упражнение в различении глаголов прошедшего времени.

Картинки в конвертах на столе у каждого ребёнка.

-Что делает птица на вашем рисунке сейчас, а что делала раньше?

Кукушка сидит, а раньше она сидела.

Журавль стоит, а раньше он стоял.

Утка плывёт, а раньше она плыла.

Скворец летит, а раньше он летал.

Грач ходит, а раньше он ходил.

6. Динамическая пауза. Пальцы птицы.

7. Достаём оранжевый конверт. Здесь лежат насекомые. Какое отношение они имеют к птицам? (Птицы питаются насекомыми)

Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по двум опорным предметным картинкам и элементам схемы.

Опорные картинки: Утка ---жук

Журавль___стрекоза

Лебедь___лягушка

Кукушка___бабаочка

Скворец___муха

Образец : Чтобы съесть насекомого, птицам надо его поймать.

Утка поймала жука.

Журавль поймал стрекозу.

Лебедь поймал лягушку

Кукушка поймала бабочку.

Скворец поймал муху.

8. Д/И «Эхо» Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени в прошедшее по образцу.

-Я вам называю действие, которое происходит сейчас, а вы-действие, которое происходило вчера.

Летает---летал

Плавает---плавал

Стоит---стоял

Клюёт---клевал

Ходит---ходил.

9 . Итог:

-А вот и последний конверт. Ласточка прислала нам фотоаппараты, чтобы мы учились наблюдать за природой и интересоваться тем, какие изменения в ней происходят. О чём мы говорили сегодня на занятии? (О перелётных птицах)

-Возьмите свой фотоаппараты и сфотографируйте птицу, которая вам понравилась. (Мне понравилась кукушка. Мне понравился журавль.)

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 12:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД