Лариса Скороходова
Конспект занятия по грамоте в старшей группе по программе «Детский сад-дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать
гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в
слове.
Закреплять знание о словоразделительной роли звука.
Упражнять детей в подборе слов к заданной схеме.
Воспитывать выдержку, желание заниматься грамотой.
Развивать внимание, умение слушать задание воспитателя до конца.
Демонстрационный материал: мольберт; полоска с четырьмя
Публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе по программе „Детский сад-дом радости“» размещена в разделах
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наш любимый детский сад. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
клеточками; красные, синие, зеленые фишки (по 3 шт., черные фишки
(полоски – 2 шт.); указка, мяч, схема слова (твердый согласный, гласный,
твердый согласный, гласный); мелкие игрушки.
Раздаточный материал: коробочки с фишками, черные фишки (для
проставления ударения).
Ход занятия:
I. Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый
согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую
пару произнесенного звука.
II. Игра «Кто внимательный». Воспитатель называет гласные, твердые и
мягкие согласные звуки, а дети поднимают на каждый названный звук
соответствующую фишку.
III. Звуковой анализ слова «гуси». У доски слово разбирают поочередно 4
ребенка.
Вопросы воспитателя: «Назовите гласные звуки в слове «гуси». – «у»,
«и». – «Сколько слогов в этом слове?» - «Два». – «Какие?» - «Гу, си». –
«Найдите ударный слог». – «Гууси, ударный слог гу». – «Какой гласный звук
в слоге гу?» - «Гласный «у».
Воспитатель предлагает еще раз произнести слово с ударением: гууси.
Обращает внимание детей на то, что в ударном слоге протяжно произносится
именно гласный звук. Читает слово с ударением, синхронно водя указкой под
схемой слова, т. е. задерживает указку под второй клеточкой. Вызывает 3-4
детей читать слово так же.
Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он
выделит голосом, и произносит слово гууси, одновременно ведя указкой под
схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Дети говорят, чтобы был
выделен звук «и».
«Как же правильно сказать? - спрашивает воспитатель. – Гууси или
гусии?» (В обоих случаях он произносит слово с одновременным движением
указки под схемой слова.)
Воспитатель сообщает, что гласный звук в ударном слоге, который
произносится более протяжно, также называет ударным. Слог ударный – игласный в этом слоге ударный. «Какой же слог ударный в слове гуси? А
какой гласный ударный?»
«Ударный гласный звук, - говорит воспитатель, - мы будем обозначать
фишкой черного цвета, которую нужно ставить над красной – ударным
гласным». Ставит черную фишку над красной фишкой – звуком «у». 2-3
ребенка читают слово с ударением. Воспитатель подчеркивает, что в слове
может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные
называются безударными. «Какой безударный гласный в слове гуси?» - «Звук
«и». – «А если мы поставим ударением на звук «и» (переставляет черную
фишку, то как будем читать слово?» - «Гусии» (если дети не могу прочесть
слово с перенесенным ударением, воспитатель делает это сам). – «Правильно
получилось?» - «Нет, правильно гууси». Воспитатель вновь ставит черную
фишку над звуком «у».
Дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный
гласный звук «у», безударный гласный звук «и», твердый согласный «г»,
мягкий согласный «с».
Физкультминутка
Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – наклонись,
Девять-десять – не зевай,
Свое место занимай.
Игра с заданиями:
1. Воспитатель: «Подойдет звук ударный гласный; 1ый согласный; 2ой
гласный звук; 2 согласный – какой?».
2. Дают дети звукам.
3. Убираем фишки: безударный гласный; твердый согласный; мягкий
согласный; ударный гласный – «у».
IV. Стихотворение об озорных звуках.
Не давали звукам дела,
Им без дела надоело,
Надоело им скучать
И – пошли озорничать.
«К» - в карман к монтеру прыг!
А в кармане ролики,
Из кармана в тот же миг
Выскочили … (кролики).
V. Игра «Подбери слово». Воспитатель выставляет на мольберт схему, дети
подбирают слова к данной схеме.
Ребенок, правильно подобравший слово, получает фишку-игрушку. По
окончании игры подсчитываются фишки, определяется победитель.
Воспитатель подводит итог занятия : чем занимались? Что больше всего
понравилось? Общий анализ работы детей воспитателем.