МААМ-картинки

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины» (6 фото)

Надежда Лапшина
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР „Подарки от бабушки Арины“» размещена в разделах

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Подручный материал, безликая, оберег.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, изготовление кукол из пряжи, заучивание старинных колыбельных песен.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Ход:

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей :

- Здравствуйте.

- Мы рады вас видеть.

- Добро пожаловать.

- Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- А теперь:

Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»

- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость,

но сама радоваться не может.

Кто это? (Кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный.

Фото «Подарки от бабушки Арины»

И указание есть, как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Открываю сундучок, достаю несколько кукол)

— Вот это куклы свадебные. Они держатся за руки, будто помогают друг другу.

Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их всю жизнь.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР - фото

— Когда рождался ребёнок, делали вот таких кукол (воспитатель показывает куклу- погремушку).

Фото №1 ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ОБУЧАЮЩИЕ Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции кукла игрушка кукла оберег

— Из чего сделана эта кукла? (из ярких, красочных лоскутков)

— Этих кукол называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?

— Попробуйте, потрясите эту куклу. Что вы услышали?

— Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.

-Да тут для вас еще есть подарок. (Достаю угощение)

- Что же это еще лежит в сундуке? Что за вещь необыкновенной красоты? (достаю из сундука платок)

— Как его носили? (На голове, на плечах). Можно я накину на плечи платок?

Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает:

- А сейчас посмотрите на эту необычную куколку. А что в ней необычного? Она сделана из ткани.

- Скажите, а такая кукла у вас есть?

- Посмотрите на современную куклу и на эту. Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Д\и «Какая кукла»

Дети сидят полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины.

- из дерева.

- из соломы.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- из ткани.

А сейчас про такую куклу я вам расскажу сказку.

Сказка про куклу.

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу, ее кукла внезапно ожила и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало, сделать какую-то гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку – сказала, что куклы у нее нету.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи, уселась ему на спину и сказала:

- А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… Кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила. Она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить – поживать да добра наживать.

Давайте поиграем с нашей куклой.

Ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

Проводится физминутка.

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

- Молодцы ребята! Посмотрите, как куколка наша повеселела.

Воспитатель:

- Давным давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

— Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

— А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

- Ребята! -А вы хотели бы попробовать сделать куклу - оберег своими руками? Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ, охранять от всего плохого.

Дети: -Да.

Воспитатель:

-А сейчас мы с вами изготовим такую куклу.

Самостоятельная работа детей.

- В крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу.

Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.

Что значит БЕЗЛИКАЯ?

Ответы детей.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – Пеленашку.

(Воспитатель показывает, как делать куклу)

Фото №2 Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси традициями

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- Теперь будем вспоминать, как делала куклу я и делать вместе куклу Пеленашку?

(Скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- А теперь покажите ваших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник.

Фото №3 Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы пеленашки

- Вы можете придумать ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

А теперь, давайте возьмем своих кукол, и споем им колыбельную. А что такое колыбельная песенка?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

(Играет колыбельная музыка.)

Дети качают кукол и поют колыбельную.

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

ИТОГ:

Ребятки, что вы сегодня узнали нового, интересного?

Как называют куколку, которую вы изготовили?

А у нашей куклы есть подружки народные куклы. Давайте выберем, какую куклу мы с вами изготовим в следующий раз.

Публикации по теме:

«У бабушки Арины в деревне». Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы Цель: Способствовать формированию представления окружающего мира через восприятие музыки и поэзии. Задачи: Побуждать детей.

«В гостях у бабушки Арины». Театрализованное представление по ОБЖ в средней группе. Тема " В гостях у бабушки Арины" Цель: становление у воспитанников ценностей здорового образа жизни. Задачи: 1. Познакомить детей с правилами.

Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка» Интегрированное занятие «В гостях у бабушки Арины. Печка – матушка.» Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно.

Конспект НОД по художественному творчеству для детей средней группы «Дымковская барышня» Конспект НОД по художественному творчеству для средней группы «Дым-ковская барышня» Цель: закреплять знания детей о дымковской росписи.

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам»Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам» Цель: приготовить для мам подарки. Образовательные задачи: закреплять знания детей о цветах; обогащать словарный запас детей. Развивающие.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей старшей группы «Сюрприз для мамы» Тема: Художественный труд. Сюрприз для мамы. Цель – создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребёнка и её свободного.

Конспект занятия по художественному творчеству для средней группы. Лепка «Медведь» (4–5 лет). Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление. Задачи: Учить лепить предмет состоящий из.

Конспект занятия по лепке «Золотая рыбка» для детей подготовительной группыКонспект занятия по лепке «Золотая рыбка» для детей подготовительной группы Цель: создать картину из пластилина. Задачи: Развивать творческие способности детей, развивать чувство формы и композиции; развивать мелкую.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка бабушки Арины» для средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». Задачи: • Обогащать представления детей о различных видах театра (пальчиковый,.

Занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины» Цель: учить детей составлять короткие рассказы из личного опыта, отвечать на вопросы воспитателя, строить фразы и предложения. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 20:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД