МААМ-картинки

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Жаннат Папанова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

3. Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».

3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки».

4. Чтение художественной литературы.

5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.

6. Прослушивание музыкальных произведений. А Филипенко «Дождик»,Н. Кувшинникова «Гроза».

7. Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег».

Материал для занятий :

1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.

2. Блюдце.

3. Чайные ложки.

4. Стакан с молоком и с водой.

5. Гвоздь.

6. Гуашь, кисти.

7. Два листа бумаги.

8. Фломастеры.

9. Пластмассовый стакан со льдом.

10. Стекла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Дети: Да.

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели.

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без (воды).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .

- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Опыт 1

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).

Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.

Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)

- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком,что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим какого цвета вода.

Незнайка. Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт 2

- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).

Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель : Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

Опыт 3

- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).

Физкультминутка

«Над водой летят стрижи»

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

Под водой плывут ерши, (присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)

Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды- она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка. А можно это облачко потрогать?

Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?

(ответы детей).

- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие капельки» Цели: 1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. 2. Рассказать,.

«Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе Воспитатель: Аганина Татьяна Викторовна.

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные камни». Цель: Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями. Задачи: - определить свойства.

Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей» Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные: - обобщать знания.

Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествуем по саду» Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно-исследовательской деятельности " ПУТЕШЕСТВУЕМ.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие капельки» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Путешествие капельки» Программные задачи: 1.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства» П/содержание: - Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах. Развивать способности.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие к вулкану»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие к вулкану» Цели: расширение и уточнение представления детей об окружающем мире, развитие интереса к познавательной деятельности. Задачи: Познакомить.

НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги» НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое книги»Автор: Лобкова Ирина Борисовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 16 октября 2017 в 18:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД