МААМ-картинки

Конспект занятия по коррекции письменной речи «Гласные II ряда»

Марина Лобастова
Конспект занятия по коррекции письменной речи «Гласные II ряда»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Знакомство с образованием гласных 2 ряда через прослушивание сказки.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные 1 ряда – "а", "о", "у", "ы", "э" и была у них подружка-буква "й". Она приходила в гости к гласным и долгими зимними вечерами они пели песни. Только "й" не решалась запеть вместе с ними. Однажды она попросила гласную "а":

- Можно я попробую спеть вместе с тобой?

- Конечно, давай подпевай! – ответила "а".

И они запели: "йа-я".

Потом они пели с гласной "о" и получалось: "йо-ё".

Потом с другими гласными: "йу-ю", "йэ-е", "йы-и".

Публикация «Конспект занятия по коррекции письменной речи „Гласные II ряда“» размещена в разделах

Так получились гласные 2 ряда, которые состоят из 2-х звуков.

2. Гласные «а-я».

Демонстрируется схема образования буквы "я"="й"+"а".

- Из каких 2-х звуков состоит буква "я"? (Буква "я" состоит из букв "й" и "а".)

Игра с мячом «Скажи наоборот».

- Я буду называть слог с гласной "а", а вы, наоборот, с гласной "я": ма - … мя, па - … пя, та - … тя, ва - … вя.

- Послушайте и скажите, как звучат слоги "та", "ма", "ва", "па"? (Слоги "та", "па", "ва", "ма" звучат твёрдо.) Как звучат слоги "тя", "мя", "вя", "пя"? (Слоги "тя", "мя", "вя", "пя" звучат мягко.) Почему? (Слоги "тя", "мя", "вя", "пя" смягчает гласная "я".)

Работа в тетради.

Задание: записать пары слогов по образцу: "па-пя" и подчеркнуть согласные соответствующим цветом: синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Если после согласной написана гласная 1 ряда, как будет звучать согласный? (Твёрдо.) А если после согласной написана гласная 2 ряда, как будет звучать согласный? (Мягко.)

Игра «Парашютисты»: развитие звукового анализа и синтеза.

- Спускались с самолёта 3 парашютиста: у одного на парашюте написана буква "а", у второго – буква "я", а у третьего – буквы "а-я". Помогите парашютистам опуститься так, чтобы: слева опустился парашютист со словами, в которых слышится гласная "а", посередине – с гласной "я", а справа – с гласными "а-я".

Слова: арбуз, маяк, лилия, аист, моряк, земляника.

Задание на развитие зрительного внимания и звукового анализа.

- Вставить в слово гласную "а" или "я" и обозначить твёрдые и мягкие согласные соответствующим цветом.

Слова: сл_коть, к_ток, кр_сить, т_нуть, т_жёлый, ст_рый, т_щить.

Задание на развитие слогового анализа и синтеза.

- Закончить слово, добавив к нему слог с гласной "а" или "я".

Слоги: ба - … ня, со - … да, дя - … дя, чаш - … ка, Ва - … ся, пи - … ла, све - … ча, ро - … за.

Задание на развитие зрительного внимания.

- Однажды буквы "а-я" поменялись местами. И посмотрите, что получилось.

Слова: лошядь, зямок, теятр, зимя, глязок, весня.

- Найдите ошибку и запишите слова правильно.

- А теперь найдите из записанных слов слова, которые можно объединить в одну группу.

Работа на уровне предложения.

Задание: вставить гласные "а-я" в предложениях.

Предложения: Ирин_ и Т_н_ игр_ли в пр_тки. С_ш_ бр_л р_к_ в руки. М_ч уп_л в _му. Н_ столе леж_л_ тр_пк_.

«Потерялись гласные а-я».

Слова: Саня, знамя, память, Валя, Аня, скамья, маяк, баян.

Итог.

- Скажите, какие согласные дружат с гласной "а", а какие – с гласной "я"? (С гласной "а" дружат твёрдые согласные, а с гласной "я" дружат мягкие согласные.)

3. Гласные «у-ю».

Развитие слухового внимания.

- Послушайте стихотворение «На уроке».

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

- Что я делаю на уроке? (Читаю, рисую, считаю, поднимаю, отвечаю.) Какая гласная слышится в конце каждого слова-ответа? (В конце слов-ответов слышится гласная "ю".)

Демонстрируется схема образования буквы "ю"="й+у".

- Из каких 2-х звуков состоит буква "ю"? (Буква "ю" состоит из букв "й" и "у".)

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Задание: поднять правую руку, если услышите в слоге гласную "у"; поднять левую руку, если услышишь в слоге гласную "ю".

Работа по слоговому анализу.

Задание: прослушать слова и записать их, обозначая только слогом, в которых есть "у-ю".

Слова: пуговица, утюг, тюлень, избушка, крючок, кукуруза, клубника, туфли, паутина.

Работа по словоизменению: игра с мячом.

- Помогите изменить слова по образцу: отвечать - … отвечаю.

Слова: провожать - … провожаю, очищать - … очищаю, угощать - … угощаю, качать - … качаю, вертеть - … верчу, замещать - … замещаю, кидать - … кидаю, летать - … лечу, смотреть - … смотрю, пищать - … пищу.

Развитие логического мышления.

- Подумайте и назовите одежду, в названии которой есть гласные "у-ю".

Приблизительный перечень слов: куртка, брюки, рубашка, юбка, костюм, футболка.

Итог.

- Скажите, какие согласные дружат с гласной "у", а какие – с гласной "ю"? (С гласной "у" дружат твёрдые согласные, а с гласной "ю" дружат мягкие согласные.)

4. Гласные «о-ё».

Схема образования гласной "ё".

- Из каких двух звуков состоит гласная "ё"? (Гласная "ё" состоит из звуков: "йо".) С какими согласными будет дружить гласная "о"? (Гласная "о" будет дружить с твёрдыми согласными.) С какими согласными будет дружить гласная "ё"? (Гласная "ё" будет дружить с мягкими согласными.)

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Задание: прослушать слоги, записать их, выделить твёрдые – мягкие согласные перед "о-ё" соответствующим цветом.

Слоги: по, пё, тё, нё, мо, то, тё, мё, но.

Работа с паронимами.

Задание: сравнить пары слов по 3-м признакам – написанию, звучанию, значению.

Паронимы: воз-вёз, нос-нёс, вол-вёл.

Работа по словообразованию и развитию словаря: игра с мячом.

- Скажите, кто детёныш у коровы? (У коровы телёнок.) У курицы? (У курицы цыплёнок.) У кошки? (У кошки котёнок.) У овцы? (У овцы ягнёнок.) У свиньи? (У свиньи поросёнок.) У лисы? (У лисы лисёнок.) У слона? (У слона слонёнок.) У обезьяны? (У обезьяны обезьянёнок.)

- Какая одинаковая часть слышится в названиях детёнышей животных: телёнок, цыплёнок, …? (В названии детёнышей животных слышится одинаковая часть -нок.)

- Какая гласная слышится в слоге -нок? (В слоге -нок слышится гласная "о".) Как звучит согласный перед "о"? (Согласный перед "о" звучит твёрдо.)

- А ещё, какая одна и та же гласная слышится в названии детёнышей животных: слонёнок, лисёнок, …? (В названиях детёнышей животных слышится гласная "ё".) Как звучит согласный перед "ё"? (Согласный перед "ё" звучит мягко.)

Работа на уровне словосочетания.

Задание: исправить ошибку в словосочетании.

Словосочетания: плывот по реке, бёльшой посолок, ведот кёзу, дорни за кёльцо, маленький лисонок, быстрый самёлот, пёел кашу.

Работа на уровне предложения.

Задание: зачеркнуть ненужную букву в словах так, чтобы получилось слово.

Предложения.

Б (о,ё)ря вед (о,ё)т л (о,ё)шадь.

Л (о,ё)ва слушает ради (о,ё).

Пчела да (о,ё)т м (о,ё)д.

У сл (о,ё)н (о,ё)нка длинный х (о,ё)б (о,ё)т.

П (о,ё)вар нес (о,ё)т пир (о,ё)г.

Работа на уровне предложения.

Задание: вставить буквы о-ё в слова.

Предложения.

В_ дв_ре выр_с кл_н.

Мальчик _ткрыл з_нтик.

Из крана ль_тся в_да.

Я м_л дв_р.

В п_ле скакал к_нь.

«Потерялись гласные о-ё».

Слова: п_л_т, _в_с.

5. Гласные «ы-и».

Схема образования гласной "и".

- Из каких двух звуков состоит гласная "и"? (Гласная "и" состоит из звуков: "йы".) С какими согласными будет дружить гласная "ы"? (Гласная "ы" будет дружить с твёрдыми согласными.) С какими согласными будет дружить гласная "и"? (Гласная "и" будет дружить с мягкими согласными.)

Потерянная буква «и».

Логопед объясняет, что в словах «потерялась» буква "и". Если подставить гласную букву в нужное место, то получится слово.

БиС К ВиТ

Б Л Н Ч К

П К Н К

П Н Г В Н

Ф Н Ш

П Р З

К Р П Ч

Ч Ж К

Г Р Б Н К

Н Ж Р

М Н С Т Р

Ц Л Н Д Р

К Р Г З

Закрепление навыка словоизменения.

Задание: написать слова так, чтобы получились пары слов по образцу (стол – столы).

Конь - … кони.

Степи - … степи.

Зуб - … зубы.

Зонт - … зонты.

- Какая гласная слышится в конце слов "кони", "степи"? (В конце слов "кони", "степи" слышится гласная "и".)

- Какая гласная слышится в конце слов "зубы", "зонты"? (В конце слов "зонты", "зубы" слышится гласная "ы".)

Развитие фонематического восприятия.

Задание: расселить слова по столбикам ("и", "ы", "и-ы").

Слова: грибы, вишня, мыло, дым, малина, вилы.

Работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия.

Задание: прослушать слова и зашифровать их, записав только слог, где есть гласные "ы-и".

Слова: такси, павлин, плитка, цыпочки, весы, тигры, звери, висит.

Работа на уровне словосочетания.

Задание: исправить ошибку в словосочетаниях.

Словосочетания: белие пушынки, острие клики, душистие ландиши, дружные малишы, весёлие каникули.

Развитие слухового внимания.

Задание: прослушать стихотворение, вставить гласные "ы-и", подчеркнуть согласные перед ними соответствующим цветом и отгадать, о чём идёт речь.

М_ не овц_ и не св_нк_,

Хоть м_ все _меем сп_нк_.

М_ не кон_, хоть на нас

В_ сад_л_сь много раз.

(Стулья.)

"Потерялись гласные "ы-и".

Слова: в_л_, сл_в_, п_и_ы, л_п_, пт_ц_, к_т_, ш_н_, л_ж_, м_ш_, х_л_й, с_льн_й, м_л_й.

Предложения.

У Гр_ш_ под кр_льцом ж_л_ еж_.

Он_ лов_л_ м_шей.

Сестра Мар_на нал_ла м_ску молока.

Еж_ ел_ _ ф_ркал_.

Щенок Туз_к хотел л_знуть еж_ху _ уколол яз_к.

Глуп_й маленьк_й щенок!

6. Вывод.

Задание: ещё раз вспомнить парные гласные и сделать вывод о согласных, стоящих перед данными гласными.

- Назвать гласные I ряда. (А, о, у, ы, э – гласные I ряда.) Как будет звучать согласный перед гласным I ряда? (Согласный перед гласным Iряда будет звучать твёрдо.)

- Назвать гласные II ряда. (Я, е, ё, ю, и – гласные IIряда.) Как будет звучать согласный перед гласным II ряда? (Согласный перед гласным IIряда будет звучать мягко.)

7. Закрепление наработанного материала.

Работа с картинным материалом.

- Рассматривание картинок: «лук» и «люк». Разбираем по смыслу. Что такое «лук»? (Лук – это овощ.) Что такое «люк»? (Люк – это крышка.)

- Разбираем по звучанию согласного, стоящего в начале слова. Как звучит согласный «л» в слове «лук»? (В слове «лук» звук «л» звучит твёрдо.) Как звучит согласный «л» в слове «люк»? (В слове «люк» звук «л» звучит мягко.)

- Разбираем по написанию гласной после буквы «л». Какая гласная пишется в слове «лук» после буквы «л»? (В слове «лук» после буквы «л» пишется гласная I ряда «у».) Какая гласная пишется в слове «люк» после буквы «л»? (В слове «люк» после буквы «л» пишется гласная II ряда «ю».)

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: - закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; - закрепить зрительные образы символов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Автор публикации:
Конспект занятия по коррекции письменной речи «Гласные II ряда»
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 16:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по коррекции письменной речи «Гласные II ряда»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД