Конспект занятия «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)» по образовательной области «Познавательное развитие»

Светлана Неклюдова
Конспект занятия «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: закрепление и обобщение знаний детей о водоёмах – как экосистема по теме «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)».

Задачи:

образовательные: развивать познавательный интерес о реках и озёрах Рязанской области (Мещёрского края). Учить на основе простейших опытов, делать выводы (лаборатория). Устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

развивающие: речь детей, используя различные схемы – символы в игровой форме; развитие логического мышления и памяти.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и к природе в целом. Создать эмоциональное настроение в группе.

Материалы и оборудование: родниковая вода, торф, песок, глина. Карта Рязанской области, макет озера и болота, карточки с изображением растительности и обитателей болота, значки – схемы, ягоды клюквы, лаборатория.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель (В): - Сегодня я хочу поговорить с вами о водоёмах Рязанской области. Давайте вспомним, какая самая большая река протекает в Рязани (Ока? Кто может показать на карте (показ? А какие реки, протекающие в Рязанской области, вы знаете? (Гусь, Унжа, Пра). Покажите на карте. Хорошо! Молодцы! Реки вы знаете. А какие озёра вы знаете? (Лебединское, Великое, Мартыновское, Светлое, Белое). Молодцы! Все эти озёра находятся в Мещёрском крае. Их называют Великими озёрами (показ воспитателем на карте). Давным – давно, много лет тому назад по среднему течению реки Оки жило древнее племя людей. Их называли Мещера. Отсюда и название этого края – Мещёрский. Вот эти озёра, которые вы назвали, и находятся в Мещерском крае.

В: - Скажите, а чем отчитаются реки от озер? (различные ответы детей).

Воспитатель делает выводы.

В:- А что это за обозначения на карте (? Это болота. Их в Мещёрском крае очень много. А как они образовались? Раньше на месте болот протекало много рек и ручьев. Они увлажняли почву и выросло много растений. Их разрослось так много, что они закрыли воду и стали перегнивать. Образовался торф и появилось болото.

Показ схемы. Сравнение болота и озера.

Болота Озёра

Вода Вода

Торф Песок

Мох Ил

В:- Чем полезен торф? (Ответы детей).

Вывод: Болото – это важное место, где есть торф, мох, клюква. Это место обитания комаров, лягушек, змей. Это копилка воды, где берут начало реки. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Д/И «Кто где живет?». На столе карточки с изображением обитателей болота: комар, утка, уж, гадюка, лось, цапля, журавль. Дети помещают на нужный этаж болота.

В: - Ну что ж,вы теперь знаете почти обо всем: и о растениях, и об обитателях, и о пользе болота, а вот чем они опасны? (Ответы). У нас в Рязани есть тоже такое заболоченное место в районе ТД «Барс». Там болота начали осушать. Для чего? (ответы.) Но всё надо делать разумно, иначе будет катастрофа.

В: - А сейчас я вам предлагаю отправиться в заповедный край Мещеры. Почему он называется «заповедный»? (Окский заповедник). Там находится лаборатория. Люди каких профессий там трудятся? (Лаборанты, химики, егерь). Там много болот. Что с собой возьмем? (Веревку, аптечку, еду, воду). Передвигаться будем по кочкам, возьмемся за руки. Я буду проводником.

Игра «Путешествие по Мещёрскому краю».

ЛАБОРАТОРИЯ На пути знаки – символы, обозначающие охрану животных, нельзя спички зажигать, нельзя мусорить, нельзя одному подходить к болоту и т. д.

Оборудование.В: - А вот и лаборатория, где очищают воду.

Лаборатория.В: - Сейчас мы с вами тоже это попробуем сделать. (По три ребенка садятся за стол. На столе колбы пустые, с водой, с песком, с глиной, с торфом). Очищение воды. Опыт. Насыпаем песок, глину, торф; наливаем воды и пропускаем через фильтр. Вода очистилась от примесей, но она мутная.

В: - Можно ли её пить? Нет! Её нужно кипятить. А почему вода в роднике чистая? (Чудо природы, она сама очищается). Я сама часто езжу на свою родину, в г. Ряжск, и проезжая деревню Асташево, останавливаюсь и наливаю воды из родника. Я и вам принесла. Хотите попробовать? Какая она? (ответы детей).

В:- Ну что же, а теперь нам пора возвращаться в д/сад. Передвигаться будем по болоту, взявшись за руки. На одном участке второй воспитатель вносит клюкву. Дети читают поговорки о ягоде, загадки.

«Ягоду зеленую рвать – тьме угождать» (пословица).

Окончание: дети пробуют ягоду.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей»Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки»Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение действовать со сборно-разборной игрушкой, закрепляя знание цвета, величины, количества. 2. Содействовать.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)» по образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 8 октября 2020 в 22:25
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Детский мастер-класс по конструированию из бросового материала «Органайзер «Жираф»...
Предлагаем вам сделать органайзер для хранения канцелярских принадлежностей в виде жирафа вместе с нами из упаковки из-под кефира или молока. Цель:...
Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с...
Фотоотчет ООД по математике в старшей группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Игрушки" ( по Н. В. Нищевой) Цель: способствование...
Фотоотчет о проведении подвижных игр на прогулках с детьми средней группы
Цель: развивать физические качества детей в игровой деятельности. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цели и задачи: формировать у детей умение ходить и...