Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Ч, ч и звуком [Ч]»

Венера Урмантаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Ч, ч и звуком [Ч]»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч].

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Ознакомление с буквой Ч, ч и звуком [Ч]“» размещена в разделах

Программное содержание. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование. Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки, мяч.

Предварительная работа. Повторение подвижного упражнения «Карусели».

Вводная часть.

Объявление темы занятия.

Педагог встречает детей, здоровается с ними и предлагает подойти к «сухому» бассейну.

Педагог. Опустите руки в бассейн и найдите среди мячиков по одной игрушке.

Дети выполняют задание.

Педагог. Назовите свои игрушки.

1-й ребенок. Чебурашка.

2-й ребенок. Черепаха.

3-й ребенок. Часы.

4-й ребенок. Чайник.

Педагог. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука [ч].

Педагог. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и будем говорить сегодня.

Основная часть.

2. Игровое упражнение «Найди место звука». Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Педагог приглашает детей за столы и раздает им материалы для звукового анализа.

Педагог. Поставьте игрушки перед собой. Еще раз произнесите название своей игрушки и фишкой обозначьте на полоске место этого звука в слове. Дети выполняют задание.

Педагог оценивает их работу и убирает пособия.

Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Чч. Cовершенствование навыка чтения. Совершенствование слогового анализа слов. Педагог раздает детям «Мой букварь».

Педагог. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?

Дети. Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук [ч].

Педагог. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ч].

Дети. Звук [ч] — глухой.

Педагог. Верно. Звук [ч] — согласный глухой и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Чебурашка чашку чая Черепашке наливает.

Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.

Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Чч.

Дети выполняют задание.

Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов?

Дети. Среди цветов спряталась бабочка.

Педагог. Разделите слово бабочка на слоги.

Дети. Ба-боч-ка. В этом слове три слога.

Педагог. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

1-й ребенок. Чудо.

2-й ребенок. Туча.

3-й ребенок. Куча.

4-й ребенок. Чудак.

1-й ребенок. Чашка.

2-й ребенок. Точка.

3-й ребенок. Бочка.

4-й ребенок. Квочка.

1-й ребенок. Ночка.

2-й ребенок. Тучка.

3-й ребенок. Удочка.

4-й ребенок. Ванночка.

1-й ребенок. Бабочка.

2-й ребенок. Мамочка.

3-й ребенок. Час.

4-й ребенок. Стучи. Педагог. И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.

Дети. Вовочка чистит ботинки.

Педагог. Вы хорошо читали сегодня. Обратите внимание, во всех словах, которые вы прочитали, после буквы Ч пишется буква А. Есть такое правило: ЧА пиши с А. Повторите его.

Дети. ЧА пиши с А.

4. Упражнение «Светофорчики». Совершенствование фонематических представлений (определение места звука в слове).

Педагог привлекает внимание детей к картинкам в нижней части страницы. Педагог. Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней части страницы.

Дети. Бочка, ключ, чайник.

Педагог. Определите место звука [ч] в этих словах. Раскрасьте соответствующие квадратики в светофорчиках.

Дети выполняют задание. При необходимости педагога предлагает детям прокомментировать его. Затем педагог убирает буквари и контейнеры с карандашами.

5. Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Чч из палочек. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Совершенствование навыков конструирования.

Педагог ставит на стол контейнеры с палочками Кюизенера.

Педагог. Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ч из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?

Дети. Нам нужны одна длинная палочка и две коротких палочки.

Педагог. Обратите внимание на то, что элемент из коротких палочек вы будете выкладывать слева от длинной палочки.

Дети берут палочки.

Педагог. Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Педагог. Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите палочки в контейнеры. Дети складывают пособия в контейнер.

6. Подвижное упражнение «Карусели». (Повторение. См. предыдущее занятие.) Координация речи с движением, развитие подвижности, творческого воображения.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.

7. Печатание буквы Чч в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками. Педагог. Откройте тетради на с. 11. Что вы видите в верхней части страницы? Дети. Чашку, чайник и букву Чч. Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Чч, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Педагог оценивает их работу.

Педагог. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Ч. Посмотрите, как я пишу букву Ч на доске. Сначала я пишу сверху вниз одну длинную палочку, потом слева от нее элемент, который вы выкладывали из двух коротких палочек. «Напишите» так же букву Ч в воздухе.

Дети «пишут» букву Ч в воздухе.

Педагог. Теперь вы можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы ч.

Дети пишут 4 маленьких буквы.

Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях.

Педагог собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами.

8. Работа в тетради. Упражнение «Составь схему». Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов.

Педагог предлагает детям перевернуть страницу.

Педагог. На середине страницы вы видите тучу. Произнесите это слово и выполните его звуковой анализ. Раскрасьте кружки под рисунком.

Дети выполняют задание.

Педагог задает им контрольные вопросы.

Педагог. Сколько всего звуков в слове туча? Дети. В этом слове всего четыре звука.

Педагог. Сколько гласных звуков? Какие? Дети. Два гласных звука. Это [у] и [а].

Педагог. Сколько согласных звуков? Какие?

Дети. Два согласных звука. Это твердый глухой согласный [т] и мягкий глухой согласный [ч].

Педагог. Отлично. Вы выполнили очень сложное задание.

9. Работа в тетради. Упражнение «Разноцветные линии». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ч]—[ц] в словах). Педагог привлекает внимание детей к рисункам и буквам на следующей странице.

Педагог. Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?

Дети. Букву Ч.

Педагог. А в нижней части страницы справа?

Дети. Букву Ц.

Педагог. Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ч те картинки, в названиях которых есть звук [ч], оранжевым карандашом, а с буквой Ц соедините те картинки, в названиях которых есть звук [ц], фиолетовым карандашом.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

Педагог. Дома вы можете раскрасить картинки.

Педагог убирает тетради и контейнер с карандашами и ручками.

10. Упражнение «Веселый круг». Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком) и ловкости.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч. Педагог. Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать слова, содержащие звук [ч]. Чайка.

1-й ребенок. Бочка.

2-й ребенок. Елочка.

3-й ребенок. Ключ. 4-й ребенок. Наволочка.

1-й ребенок. Строчка.

2-й ребенок. Пеночка.

3-й ребенок. Врач.

4-й ребенок. Выскочка. Педагог. Вот так молодцы! Поаплодируйте себе. Дети аплодируют.

Педагог убирает мяч.

Заключительная часть.

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Ч, ч и звуком [Ч]»
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 17:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД