Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Елена Сергеевна Неткачева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Цели:

Коррекционно-образовательная:

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

- учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;

- учить определять место звука в слове;

- учить звуко-слоговому анализу слов;

- учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём;

- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе „Звуки [С], [С’], Буква С“» размещена в разделах

- автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематический слух и восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, изображение ели (2шт., предметные картинки со звукам С, Сь, кассы, набор пуговиц для каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Какие бывают звуки?

Какие звуки мы называем гласными, согласными?

2. Общее расслабление.

Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

И становится понятно —

Расслабление приятно.

3. Развитие мелкой моторики.

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять,

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

К нам зима пришла опять.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Любим забавы холодной поры:

(Сжимать – разжимать пальцы в кулаки)

Весело мчимся с высокой горы,

Ходим на лыжах, на санках летим

И в белоснежных коньках мы скользим,

(Загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Лепим все дружно снеговика.

(Хлопают в ладоши)

Не уходила б зима никогда!

4. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

для челюсти: легкое постукивание зубами - губы разомкнуты;

для языка: «качели», «почистим нижние зубки»;

для губ: «улыбка – трубочка».

5. Развитие мимических мышц:

— нахмурить брови;

— втянуть щеки в рот.

6. Работа по развитию дыхания и голоса.

Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Голосовые упражнения.

Вьюга. По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда : горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

7. Объявление темы.

Логопед : Какой первый звук в этих словах : Снег, Снегурочка, Санки, Сосулька.

Дети: первый звук в этих словах С.

Логопед : Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно произносить звук С. И познакомимся с буквой С.

8. Знакомство со звуком С.

Когда мы произносим звук С работают губы и язык:

- губы улыбаются;

- кончик языка находится за нижними зубами;

- боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

- передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;

- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

- горлышко молчит.

Звук «С» - согласный (когда произносим этот звук воздушная струя не проходить свободно, мешают язык и зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой, свистящий.

У звука С есть маленький братец. Кто его назовёт? Какой он?

(звук Сь - мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета).

9. Развитие фонематического слуха.

Выставляется изображение двух елей.

Логопед : Ребята, давайте украсим одну ель картинками, в которых встречается звук С, а вторую ель украсим картинками со звуком Сь.

11. Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

10. Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

На что похожа буква С?

Выкладывание буквы С из пуговиц.

11. Дифференциация звуков.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Са-са-са – ся-ся-ся,

Со-со-со – сё-сё-сё,

Сэ-сэ-сэ – се-се-се,

Су-су-су – сю-сю-сю,

Сы-сы-сы – си-си-си.

12. Звуко-буквенный анализ слова СНЕГ.

Деление слова СНЕГ на слоги. Сколько слогов?

Работа в кассах:

Графическая схема слова СНЕГ

с з к с

Какой первый звук? Какой фишкой его обозначим? Почему?

Напишем слово СНЕГ

Прочитайте это слово.

13. Составление предложений с заданным словом.

Слово - Снегурочка.

Членение их на слова.

Запись графической схемы предложения.

14. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этих звуков.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г» Цели занятия: познакомить детей с буквой Г, научить узна- вать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; про.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [к], [к’]. Буква К» Цели занятия: познакомить детей с буквой К, научить уз- 62 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать навать ее зрительно; учить сравнивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать \ слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [р’]. Буква Р» Цели занятия: познакомить детей с буквой Р; учить читать с этой буквой слоги и слова, делить слова на слоги, ставить ударение; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» Цели занятия: продолжать знакомство с буквой С, учить со- единять ее с буквами Я, Ё, Е, Ю, И; различать на слух твердые и мягкие согласные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з], [з’]. Буква 3» Цели занятия: познакомить детей с буквой 3, научить чи- тать слова с данной буквой; развивать фоне- матический слух, внимание, умение рабо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 16:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД