Наталья Ивановна Калий
Конспект занятия по по обучению грамоте «Звуки [З-С], [З’-С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : закрепление пройденного материала.
Цель занятия : закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;
• упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.
Коррекционно-развивающие:
• развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
Публикация «Конспект занятия по по обучению грамоте „Звуки [З-С], [З’-С]“» размещена в разделах
• развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
• совершенствование фонематического восприятия и слуха;
• обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];
• развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитание интереса к играм со звуками и словами;
• развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Материалы: карточки с буквами С, З, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем знакомится со звуками [C] и [З].
Введение в тему занятия.
– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.
Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная разминка.
Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].
Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки». (контроль через индивидуальные зеркала).
2. Развитие фонематического восприятия.
Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].
а) Игра «Подвижные ладоши».
Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т. к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.
б) Игра «Звуки С-З».
– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
в) Упр. «Слушай внимательно».
– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.
Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.
3. Дифференциация в слогах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.
– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется
а) «Скажи наоборот» (с мячом).
За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу
б) Игра «Назови лишний слог».
– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:
Са-са-са-са-за
Со-со-со-со-зо
Су-су-су-су-зу Зы-зы-зы-зы-сы
Зи-зи-зи-зи-си
Зу-зу-зу-зу-су
4. Дифференциация в словах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.
– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.
– санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
– самолет, сумка, стрекоза, суп.
– В каком слове встречаются оба звука?
Логопед выставляет картинки на наборное полотно.
– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.
– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике.
Со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель этапа: Развивать мелкую моторику.
– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).
Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.
Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.
4. Этап закрепления.
1. Дифференциация в предложениях.
Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.
– Чёткое повторение за мной скороговороки. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].
Идет козел с козой, а коза идет с косой.
2. Работа в тетради.
5. Итог занятия.
– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?
Оценка деятельности детей.