Лучший педагог года

Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»

Ольга Суханова
Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»

Цели: Закрепить знания о звуке «Ш», познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и характеристику звука «Ш»; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении слов;

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить определять первый звук в слове, уметь определять местоположение звука «Ш» в словах; познакомить с буквой Ш; закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме; упражнять в чтении слогов и слов со звуком «Ш»;

Публикация «Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе „Звук [ш] и буква Ш“» размещена в разделах

Коррекционно - развивающие:

развивать связную речь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, внимание и память; развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов; умение выделять букву Ш среди других букв.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить); воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: предметы: шапка, мишка, шишки, брошь; бланки исследований; клей, простые карандаши по количеству детей; по количеству детей: модель звука «Ш», картинки: шапка, мишка, шишки, брошь, квадраты синего цвета, наборы для разбора предложения, буква Ш, фасоль, картинки для игры шифровальщик.

Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие новые предметы появились у нас в группе?

Дети: шапка, мишка, шишки, брошь.

- Что объединяет эти предметы?

Дети: в названии этих предметов слышится звук «Ш».

- Какой звук «Ш»?

Дети: Согласный, глухой, твердый.

- Я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями. Вы согласны? (ответы детей). Тогда предлагаю исследовать звук «Ш». Согласны? (ответы детей)

Исследователи заполняют специальный бланк. Возьмите по бланку. Приступим.

- Первое, что мы исследуем, это наши органы артикуляции, что с ними происходит, когда мы произносим звук «Ш». Произнесем звук «Ш».

Дети: При произнесении звука «Ш» губы в форме «окошка», кончик языка за верхними зубами, воздушная струя не свободно выходит изо рта и встречает преграду кончик языка и зубы, горлышко не работает. Из этого мы делаем вывод, что звук «Ш» - согласный, глухой, твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета.

- Давайте вклеим модель звука «Ш» в бланк.

- Второе, что мы исследуем – это можно ли отличить звук «Ш» на слух от других звуков. Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш».

Среди других звуков : ш, в, ф, ш, к, ш.

Среди слогов: аш, ар, шу, ту, ву, ши.

Среди слов: мак, шаг, мышь, бык, шут.

- Отлично. Вы отличаете звук «Ш» от других звуков на слух. Вклеим в наш бланк чуткое ухо.

- Давайте проведем следующее исследование. Сможем ли мы определить место звука «Ш» в словах. У вас в бланках уже есть звуковые линейки. Рядом с линейками приклейте картинки: шапка, брошь, мишка, шишка. А теперь давайте определим место звука «Ш» в слове шапка.

Дети: в слове шапка звук «Ш» слышится в начале слова.

- Приклеим квадрат синего цвета в начале слова на звуковой линейке. Почему мы используем квадрат синего цвета, потому что звук «Ш»?

Дети: Квадрат синего цвета, потому что звук «Ш» - согласный и твердый.

- Сколько слогов в слове шапка.

Дети: в слове шапка два слога.

- Значит рядом с шапкой нарисуем две точки по количеству слогов.

Аналогично разбираем слова брошь, мишка, шишка.

- И это исследование мы выполнили.

- Следующее, что мы исследуем это можно ли составить предложение со словами со звуком «Ш». Вам нужно составить предложение со словами предыдущего исследования шапка, брошь, мишка, шишка.

Дети: Мишке подарили шапку, брошку, шишку.

Далее составляем схему составленного предложения и разбираем его.

Дети: в предложение первое слово мишка, начало предложения пишем с большой буквы, второе слово – подарили, третье – шапку, четвертое – брошку, пятое-шишку, в конце предложения ставится точка.

Вклеим схему предложения в наш бланк. Пока ребята вклеивают схему еще раз проговариваем анализ предложения.

- Отлично, мы выяснили, что можно составлять предложения со словами, в которых слышится звук «Ш».

- Следующие исследование - чем еще кроме квадрата синего цвета на письме можно мы можем обозначить звук «Ш».

Дети: буквой Ш.

- Вклеим букву Ш в наш бланк. На что похожа буква Ш.

Дети: на расческу, на ползущую змею, сложенную ленту и т. п.

- Давайте выложим букву Ш из фасоли. А давайте сами превратимся в букву Ш.

- Отлично. Звук «Ш» на письме мы обозначаем буквой Ш.

- Следующее исследование – можно ли играть со звуком «Ш» и буквой Ш.

- Я знаю одну игру «Шифровальщик», вам нужно отгадать слово, зашифрованное первыми звуками названий картинок.

Картинки: шарф, утка, бочка, арбуз.

Дети: в слове шарф первый звук «Ш», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Ш.

Один ребенок выходит и держит в руке букву Ш.

Аналогично со следующими картинками.

Дети: в слове утка первый звук «У», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой У.

Один ребенок выходит и держит в руке букву У.

Дети: в слове бочка первый звук «Б», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Б.

Один ребенок выходит и держит в руке букву Б.

Дети: в слове арбуз первый звук «А», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой А.

Один ребенок выходит и держит в руке букву А.

- Какое слово зашифровано? Дети читают: шуба.

- Сколько слогов в слове (2). Как мы определяем количество слогов (сколько в слове гласных столько и слогов). Какой первый слог (шу, а второй (БА). Вклеим шифровку в наш бланк.

- Отлично! Мы подходим к итоговому результату нашего исследования. Послушайте слова: апка, мика, бро, ика. Вы поняли меня? (ответы детей). Какой звук потерялся в этих словах («Ш»). Какой вывод мы делаем?

Дети: звук «Ш» необходим в нашей речи без него будет трудно понимать друг друга.

- Правильно, кто же научился произносить звук «Ш» должны проговаривать его в словах, а кто еще не научился должны старательно заниматься, чтобы он появился в речи.

- Понравилось вам быть исследователями (ответы детей). Дома познакомьте родителей с результатами своих исследований.

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 14:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД