Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»

Ольга Усачева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» .

Цель: Формирование знаний детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Задачи: Знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Чудо соль“» размещена в разделах

Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее, мешочек с солью.

Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.

Воспитатель. Ребята присаживайтесь на стульчики.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

«Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль -значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, а вот соли –нет.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

Воспитатель: Соль необходима всем людям. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (картинка №1)

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (картинка №2)

Давайте посмотрим, как добывают соль.

Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (картинка №3)

Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (картинка №4)

и открытыми способами – на поверхности земли (картинка №5)

Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(картинка №6)

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Соль нужна не только человеку,но и животным. Она защищает их от отравления. (картинка №7)

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.

Дыхательная гимнастика «Волны океана шипят».

И. п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 3-4 раз.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты, шапочки и проходите за столы.)

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети :соль похожа на порошок

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите?

Дети : соль состоит из белых кристаллов

«Соль сыпучая, без запаха»

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похоже при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому, что при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 Соль растворяет лёд.

Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

- Какая стала вода?

Ответы детей: соленая

- Куда делась соль?

Ответы детей: она растворилась

- Осталась ли соль в воде?

Ответы детей: да, соль изменила свое состояние

- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

Ответы детей: нельзя, можно.

Точно нельзя? Как?

Ответы детей: перелить в другой стакан, фильтрование.

(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).

Опыт №5 Соль растворяется в воде, но не испаряется.

Растворим соль в воде. (Показываю).

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Опыт №6 Соль делает жидкость плотнее.

Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды, она его выталкивает.

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

Вывод: соль растворяет лёд.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.

Соль растворяется в воде, но не испаряется.

Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, в озере.

Для чего нам соль?

Соль полезна для здоровья.

Большое количество соли может нанести вред человеку.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Чудо-вода» в старшей логопедической группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ЧУДО - ВОДА ". Цели: - познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - закрепить знание об агрегатном состоянии.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» (средний дошкольный возраст) Конспект НОД «Эта удивительная соль» познавательно- исследовательская деятельность в средней группе Цель: развитие познавательных интересов.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага»Ковалева Светлана Ивановна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Панасенко Ю. С. «Детский сад № 81» г. Рязань. Цель: создать условие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Цель: Формирование представлений детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» для детей 5–6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебная соль» для детей 5-6 лет Цель: развитие у детей представлений.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная вода» Виды детской деятельности: игровая, познавательно –.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»
Опубликовано: 6 июня 2019 в 16:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД