Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе «Гармонь моя, гармошечка«

Любовь Григорьева
Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе «Гармонь моя, гармошечка«

Цель занятия : Познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Задачи:

Образовательные:

• Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении квартета русских народных инструментов в записи, в собственном исполнении.

• Закрепить понятия при восприятии музыки (быстрая, медленная, веселая, спокойная, тихая, громкая)

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе „Гармонь моя, гармошечка„» размещена в разделах

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа;

Развивающие :

Развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

• Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Гармонь моя, гармошечка», платочки.

Ход НОД:

Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие, да пригожие. Проходите, присаживайтесь. Приглашаю вас в свою горенку на посиделки.

Дети, к вам сегодня в гости пришел Антошка, но не с пустыми руками. Ответив на загадку, вы узнаете, что спрятано у Антошки в сундуке.

Загадка:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь) (играет в записи гармошка).

Хозяюшка: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим, послушаем и поиграем с гармошкой. Достает из сундука гармонь. Гармошка – это старинный русский народный инструмент.

Гармошка была известна во многих странах Австрии, Германии, Франции, Италии. Но считают, что в Россию гармошка попала из Германии. Каждый мастер в гармошке что-то переделывал : изменял звук, украшал ее и называл ее именем того города, в котором была создана эта гармошка. Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки так и стали называться – ТУЛЬСКИМИ.

Хозяюшка: У тульской гармошки очень красивая отделка, нарядная гармошка. Послушайте, как звучит Тульская гармошка.

Хозяюшка: А еще есть САРАТОВСКИЕ гармошки. Как вы думаете, почему они так называются? В Саратове даже поставили памятник Саратовской гармони.

Саратовская гармоника – особенный народный инструмент, который делался только в Саратовской губернии. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычное звучания, который и прославил её на всю Россию. Послушайте, как звучит Саратовская гармошка.

Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, а как зовется человек, который играет на гармошке?

«На гармошке вам сыграет, ноги в пляс идти заставит.

По профессии артист он зовется гармонист».

Гармонист – главный человек на празднике. Как растянет меха своей гармошки, так польется песня: то веселая, то грустная, то быстрая, а то протяжная. Раньше ни один праздник не обходился без веселых песен и танцев под гармонь.

Хозяюшка: Ребята, давайте рассмотрим, во что был одет гармонист… (Рассматривание иллюстрации).

Хозяюшка: А играть на гармони непросто - нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А ещё трудность состоит в том, что гармонист играет на ощупь, т. е. не видит кнопочки на своей гармони.

Хозяюшка: Много песен можно спеть под гармонь. Но есть особенные, коротенькие. В народе их называют припевки или частушки. А вы умеете петь частушки?

Частушки.

1. Гармонист, гармонист, я твоя подружка.

На гармошке поиграй, а я спою частушки.

2. Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

Хозяюшка: Представьте, ребята, что вы гармонисты. Поиграем? Поиграйте на воображаемых гармошках (пальчиковая гимнастика)

Вот как пальчики шагают

И на кнопочках играют,

Раздвигаются меха-

Веселись моя душа!

Хозяюшка: (Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать - то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. И под её звуки потанцуем и узнаем, какое настроение было у гармониста (детям раздают платочки, они импровизируют под музыку).

Хозяюшка: Какая музыка была вначале?

Дети: Грустная, печальная.

Хозяюшка: А потом?

Дети. Весёлая, задорная.

Хозяюшка: До сих пор гармошка – это самый распространенный инструмент.

Она является украшением любого праздника.

Хозяюшка: Дети, почему в народе говорят:

«ТЫ ГАРМОШКА – МАТУШКА, НЕ ХУЖЕ ХЛЕБА – БАТЮШКИ, ТЫ НЕ КОРМИШЬ, НЕ ПОИШЬ, НО ВСЕГДА РАЗВЕСЕЛИШЬ».

Гармонь – хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Хозяюшка:

Вышел вечером Афоня,

Сел на лавку у ворот.

— Что ль сыграть? — сказал Афоня

И гармошку достаёт.

Пробежался раз-другой,

Развернул гармонь дугой,

Как рванёт двухрядку —

Пошёл народ вприсядку!

Пляшут девки с пареньками.

Пляшут бабы с мужиками.

А за ними петухом

Скачет дедушка Пахом!

Пыль — столбом.

Мелькают пятки

Две старушки топчут грядки:

Топ! Топ! Топ! Топ!

Пропадай ты, наш укроп!

Вот гармошка! Ну, гармонь!

Пляшет кошка, пляшет конь!

Пляшет бык, и пляшет гусь.

Пляшет вся честная Русь!

Пляшут звери во лесах.

Пляшут звёзды в небесах.

Афанасий прибавляет

На верхах да на басах…

И гармонь — глядит народ —

Развернулась до ворот

И пошла,

пошла,

пошла…

До соседнего села!

Хозяюшка: С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)

Чем Саратовская гармошка отличается от других гармоней (разновидность

гармони имеющей колокольчики.)

Какой это инструмент? (русский народный)

Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами).

Используемая литература:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки» Задачи: Образовательные задачи: 1. Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать.

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Гуси-лебеди»Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Гуси-лебеди» Цель: закреплять представления детей о семье. Задачи: • продолжить воспитывать доброе отношение, уважение и заботу к членам своей семьи;.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группе "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в лес» Цель: Выявить уровень речевого развития. Программное содержание: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времени года,.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Кот, Петух и Лиса» Тема: Сказка «Кот, петух и лиса» Цели: Воспитательные – продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы. Пересказ сказки «Три желудя» Цель: обучать детей пересказывать короткий текст. Задачи: приучать детей слушать художественное произведение, анализировать, осмысливать.

Конспект занятия по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности «Колобок» во второй младшей группе по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в средней группе по сказке «Колобок». Цель: способствоватьразвитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе «Гармонь моя, гармошечка«
Опубликовано: 1 мая 2022 в 09:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД