МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Народные промыслы Рязанского края»

Мария Ефимова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Народные промыслы Рязанского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщить детей к культуре Рязанского края, познакомить детей с такими народными промыслами как Михайловское кружево, Кадомский вениз, Шиловское лозоплетения, Скопинская керамика.

Задачи:

Познавательное развитие :

- дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края. Познакомить с историей возникновения Михайловского кружева, Кадомского вениза, Шиловского лозоплетения, Скопинской керамики.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Народные промыслы Рязанского края“» размещена в разделах

Речевое развитие :

- способствовать обогащению словаря и активизация в речи детей слов: Скопинская керамика, птица Скопа, кувшины, коклюшки, гончар, лозоплетение, вениз, квасник, вышивка, подсвечник, кружевница, манжета, рушник, свистульки, вручную, каминные часы, поселок;

- развивать речевую активность, посредством ответов на вопросы воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие :

- создать условия для формирования уважительного отношения к изделиям народного промысла;

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за народных мастеров-умельцев, за свой Рязанский край;

- продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.

Художественно-эстетическое развитие :

- развивать умение видеть красоту изделий, созданных руками человека,

- развивать художественные способности детей к декоративной деятельности,

- формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.

Физическое развитие :

- продолжать развивать ловкость, умение сопоставлять движение с текстом.

Оборудование:

- иллюстрации;

- вазы, кувшины и фигурки (Скопинская керамика);

- образцы Михайловского кружева;

- платки и салфетки (Кадомский вениз);

- корзинки, сухарницы (Шилоское лозоплетение).

Предварительная работа:

- рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов;

- чтение книг о русских народных промыслах;

- оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России».

- создание развивающей среды.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?

Дети: В Рязани!

Воспитатель: Правильно! Наш город Рязань!

Воспитатель: Вокруг нашего города расположена Рязанская область.

А вы знаете, что наша Рязанская земля богата мастерами-ремесленниками и талантливыми людьми.

Воспитатель: Я приглашаю вас отправится в путешествие к мастерам в разные города и поселки Рязанской области.

Вы посмотрите, какие изделия они изготавливают, каким промыслом прославили нашу Рязанскую область.

Воспитатель: Начнем наше знакомство с Шиловского лозоплетения.

В Рязанской области есть рабочий поселок Шилово.

Изделия из лозы, которые изготавливают шиловские мастера, знают далеко за пределами Рязанщины.

История традиционного народного промысла уходит своими корнями в середину 19 века, когда в имении князя Голицына в селе Дубровка была организована мастерская по производству плетеной мебели. Затем мастера лозоплетения начали создавать в шиловских селах артели. Промысел был возрожден в ООО «Шиловская лоза» по инициативе главы администрации Шиловского района. Сейчас выпускается около ста наименований различных изделий – от маленьких корзинок до наборов легкой и изящной дачной мебели. Замечательные художественные изделия талантливых мастеров народного искусства поражают непревзойденной техникой выполнения и целесообразностью. Они органически соединяют в себе утилитарность, декоративность и высокие эстетические достоинства. Каждое изделие радует изяществом плавных линий и будто бы наполнено золотым теплом солнечного света.

Материал для изделий выращиваются на специальных плантациях ивы. Много ивы растет возле речек, но не каждый годится для лозоплетения. Осенью, когда прекращается сокодвижение заготавливают прут. Потом варят его в кипятке, чистят, освобождают от коры и сушат. В таком виде хранят, потом замачивают прутья в специальной ванне, они становятся гибкими и пригодными для работы.

Плетение из лозы – это искусство.

Изделия из лозы можно увидеть на различных вставках и в музеях.

Ребята рассмотрите изделия из лозы.

Обратите внимание, какие они прочные, яркие, красивые, изящные и долго прослужат людям.

Воспитатель: А теперь, мы отправляемся в город Михайлов Рязанской области. Здесь мастера-рукодельницы изготавливают Михайловское кружево

Русское кружево знают во всем мире. А ведь русскому кружеву 300 лет. Оно появилось у нас в конце 17 начале 18 века. Русское кружево не шьют, не вяжут – его плетут на коклюшках. Славилось Михайловское кружево, им украшали рубахи, одежду, полотенца.

Единственное в мире цветное коклюшечное михайловское кружево названо так по имени г. Михайлова.

В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.

Основной рабочий инструмент кружевниц — коклюшки, которые изготовляют из различных пород деревьев: сосны, груши и других. Соприкасаясь друг с другом при плетении в руках мастериц, они создают свою особую «мелодию». Иногда на одно изделие необходимо до 110 коклюшек. А у кружевниц Михайловской школы особые коклюшки — не только по форме, по и по весу.

Кстати, кружевницы Михайловской школы используют только льняные нитки или мулине. Это нитки, которые не линяют даже при кипячении. Когда-то курс михайловского плетения преподавали в Мариинской школе кружевоплетения, созданной при императорском дворе в Санкт-Петербурге. Но после революции эту школу перевели ближе к истокам, на Рязанщину, потому что михайловское кружево должно плестись на его родине, в Михайлове. Раньше грамм кружева приравнивался к одному грамму золота, поэтому михайловские кружева порой называли «золотыми».

- Посмотрите, какие кружевницы, использую разноцветные нитки: красного, черного, зеленого, желтого, синего и белого цвета. Вот что они обозначают:

Красный цвет – заря утренняя,

Черный - мать – земля,

Зеленый – травушка – муравушка,

Желтый – солнце золотое.

Воспитатель: В работе Михайловские мастерицы используют валик, на котором закреплен сколок (картинка-узор, а еще деревянные коклюшки, на которых намотаны цветные нитки.

Старинный Михайлов с ремеслами дружит,

Заветы умельцев своих бережет

Прославили город узоры из кружев

Рязанской земли огонек!

Производство Михайловского кружева остается востребованным и в наше время.

Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей - во Франции, Японии, США.

Воспитатель: Теперь отправляемся в город Кадом, который тоже расположен в Рязанской области.

Воспитатель: А вот обратите внимание на эти белые кружева и салфетки. Их изготовили мастерицы из поселка Кадом Рязанской области. Кружева такие получили название «вениз». Кадомский вениз – старинный русский промысел. Это вид игольчатой вышивки белым по белому.

- Скатерти, салфетки, вышивки на воротниках, манжетах блузок, рушники – все это делается иголочкой и самыми тонкими шелковыми нитями.

Талант, душа и мастерство

И женских рук тепло,

И нежность сердца,

Создать шедевр не каждому дано,

А только в Кадоме умелым мастерицам!

История промысла Кадомский вениз

Легенда гласит: По наследству от вышивальщиц 1720-х годов кадомчанам передалась следующая легенда: «Царь Пётр I обязал бояр и других знатных людей России носить европейскую одежду, богато украшенную кружевом. В России кружево не производилось и его приходилось закупать в Венеции и Брюсселе, расплачиваясь за него золотом.

Дабы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучать искусству кружевоплетения русских монахинь.

По преданию в Кадомский женский монастырь из Венеции привезли нескольких мастериц, которые обучили местных рукодельниц плести иглой прекрасное венецианское кружево.

Кадомчанки успешно освоили его ювелирную технику плетения, а спустя некоторое время на его основе создали свою уникальную ручную игольную вышивку белым по белому и назвали её «вениз», оставив в названии что-то от слова Венеция.»

Ребята, рассмотрите, какие красивые, воздушные изделия делают кадомские мастерицы.

Пальцы, легкие и проворные,

Заплетают, вспорхнув едва,

Как мороз по стеклу, узорные

Всё венизные кружева.

И чего только в них не рассказано,

Не подмечено в добрый час!

Здесь судьба узелком завязана

Для приметливых карих глаз.

Там дорожки, что с милым хожены,

Все в ромашках весенних рощ,

И следы, на снегу проложенные,

И косой серебристый дождь.

Слово к слову, как в песне ставится:

С петлей петелька — вширь и вкось,

Чтобы шла полоса-красавица,

Как задумано, как сбылось.

Расцветайте, как встарь загадано

Несказанной мечты слова.

Вот какие умеют в Кадоме

Делать дивные кружева!

Физкультминутка. (Выполнять упражнение по ходу текста)

Я сидела, вышивала,

Вдруг иголочка упала.

Влево, вправо посмотрю,

Ничего я не найду.

Посмотрю я в потолок,

Может. Спрятал паучок.

На полу я посмотрю,

Не найду я там иглу.

Посидела, поморгала,

Все вокруг я обыскала.

В руки пяльцы я взяла,

Вот и лента, и игла.

Воспитатель: А теперь мы отправляемся в город Скопин, где делают замечательную скопинскую керамику.

Скопин тоже славится своими мастерами и мастерицами.

Возникновению Скопинского гончарного промысла способствовало наличие местных залежей глины, а известность пришла во II половине XIX века. Мастера изготавливали фигурные сосуды, подсвечники, скульптуры, украшали лепкой изображения драконов, кентавров, сказочных львов, а также с фигурами рыб, птиц и домашних животных. Особенно любимым был образ легендарной птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.

В 1969 году создана Скопинская фабрика художественной керамики, «Скопинский сувенир».

В настоящее время творческий коллектив промысла бережно хранит и творчески развивает традиции древнего скопинского ремесла. За годы деятельности предприятия его мастера были удостоены высоких наград. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен: квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Выпускаются также вазы, глазурованные фигурные сосуды, посуда, сувенирные изделия: свистульки, колокольчики.

Рассмотрите, какие изделия делают скопинские матера.

Фантастичность и декоративность скопинских сосудов усиливает их расцветка. Перед окончательным обжигом сосуды обмазывают дегтем и посыпают порошком цветной свинцовой глазури или поливают их, разведя порошок в воде. Крупинки глазури во время обжига плавятся и растекаются, образуя потеки различной плотности и тональности. В состав скопинской глазури входят белый песок, окись свинца, окислы металлов-красителей. Окись меди дает зеленый цвет, окись марганца — коричневый, а окись железа — желтый.

Гончары покрывали сосуды глазурью разных цветов, что еще больше обогащало цветовую гамму.

Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах.

Физкультминутка. (Выполнять упражнение по ходу текста)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать гончарами и слепить свой кувшин:

Размял гончар в ладонях глину,

Отметил ровно половину,

И проработав от души,

Чудесный вылепил кувшин

С красивой надписью «Скопин».

Воспитатель: Вот и подошла к концу наше путешествие по Рязанской области.

- В каких городах и районах Рязанской области мы побывали?

- О каких народных промыслах вы узнали? (Шиловское лозоплетение, Кадомский вениз, Михайловское кружево, Скопинская керамика)

- Какому народному промыслу вы бы сами хотели научиться?

Что вам понравилось больше всего?

Что было трудно или не понятно?

Рязанский край!

Ты край талантов, мастеров,

Умельцев дивных, чьи руки золотые

Творят шедевры с раннего утра

На радость людям и Отчизне!

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края»Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края» Тема: «Герои Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) (Данное мероприятие было открытое. Пришли гости из других детских садов нашего.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края»Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) … Образовательная.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Народные промыслы Рязанского края»
Опубликовано: 13 октября 2021 в 09:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Народные промыслы Рязанского края»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ефимова (УИ 1893753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД