Наталия Забарнюк
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «В царстве Самовара»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«В царстве Самовара»
Забарнюк Наталия Ивановна
Воспитатель
Цель:
Развивать связную речь и творческие способности детей.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Развивать лексическую сторону речи.
2. Формировать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „В царстве Самовара“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.
Коррекционно-обучающие задачи:
1. Учить составлять описательные рассказы о посуде.
2. Учить сравнивать различные предметы по цвету, форме, размеру, материалу, из каких частей состоят и их назначению.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».
2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, описание предметов.
3. Закреплять навык согласования речи и движения.
4. Упражнять в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
5. Упражнять в словообразовании при помощи суффикса - ниц, - ник.
6. Развивать внимание, память, мышление.
7. Развивать длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.
Материалы и оборудование:
• Посуда из разных материалов, разной принадлежности.
• Вывеска «Магазин посуды»
• Схема для составления описательных рассказов
• Мяч
Ход занятия
Игровой момент.
Приходит смс
«Дорогие дети! Помогите мне вернуть мою посуду! Вся посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все его задания. Одной мне не справиться».
Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это сообщение? (От Федоры)
Воспитатель: Конечно же – это Федора прислала сообщение…ведь именно от нее убежала посуда. А почему убежала? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за ней: не мыла, не чистила, не протирала, не берегла…
Воспитатель: А как нужно ухаживать за посудой, чтобы она была чистой?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Федоре Егоровне? (Да)
Воспитатель: А как же мы узнаем дорогу в царство Самовара, и какие задания он придумал? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята…еще одна смс…может подсказка: (Читает).
«В своем королевстве Самовара везде его фотографии. Где найдете фото самовара, там и его задание ищите. Не забудьте…все цифры идут по порядку, и только вместе вы сможете все решить…»
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство Самовара. Путь туда не близок, и на нашем пути будет много препятствий.
Заходим в группу. На полу несколько дорожек из картинок (мебель, овощи, фрукты, посуда).
Воспитатель: Смотрите…картинки разные…чтобы это могло означать?
( нужно идти по картинкам – посуда).
В группе расставлены столы. На столах картинки самовара с номерами и заданиями с обратной стороны. Дети находят картинку самовара с номером 1.
• 1 задание:
- Для чего нужна посуда? (готовить, кушать, принимать пищу)
- Из чего ее изготавливают? (дерево, металл, глина, стекло,)
- Какая бывает посуда? (кухонная, чайная, кофейная и столовая).
- Назовите кухонную посуду? (кастрюли, сковородка, чайник…)
- Назовите чайную посуду (чашки, блюдца, сахарница, конфетница)
- Назовите столовую посуду? (тарелка глубокая, тарелка мелкая, супница, селедочница, масленка)
Воспитатель: Молодцы, ребята…идем дальше?
• 2 задание:
«Пока посуда убегала по полям да по лугам…многое разбилось. Соберите картинку из частей, что бы посуда стала целой»
(Дети делятся на две команды, и собирают картинки из частей).
• 3 задание:
Игра: «Чего у меня много» (дети становятся в круг, у педагога мяч)
Тарелка - тарелок
Сковородка - сковородок
Кастрюля - кастрюль
Чайник - чайников
Нож - ножей
Чашка - чашек
Вилка - вилок
Миска - мисок
Кружка - кружек
Стакан - стаканов
Ложка - ложек
• 4 задание:
Игра: “Как называется посуда для…”
Для хлеба — хлебница.
Для сахара — сахарница
Для супа —супница
Для соусница —соусница
Для конфет — конфетница
Для сахарница —сахарница
Для селёдки — селедочница
Для молока — молочник
Для салата — салатник
Для масла — масленка
Для перца — перечница.
• 4.1. задание:
«А теперь поиграйте со мной. Представьте, что вы – вода…в чайнике. Что произойдет с водой когда она начнет нагреваться…а потом закипит. Итак…чайник на плите…начинает нагреваться…нагревается…
нагревается…закипел!»
(дети имитируют кипение воды быстрыми, хаотичными движениями).
• 5 задание:
На столе под салфеткой посуда. Сверху лежит конверт со схемой и записка.
«Посуда вернется к Федоре в том случае, если вы, все по очереди о ней расскажите».
Вспомнить, что обозначают символы на схеме. (Цвет, форма, величина, материал, части посуды, действия с ней)
Далее дети по очереди выбирают себе предмет посуды и рассказывают о нем.
Воспитатель: получает смс
«Ребята, вы очень умные и внимательные. Вот теперь я согласен вернуть Федоре ее посуду, и надеюсь, что обижать ее она больше не будет. Ведь раньше посуда у Федоры была:
грязной –(дети) теперь будет чистой
была мокрой – сухой
тусклой – блестящей
разбитой –целой…
Спасибо вам! Вы спасли мою посуду…
С уважением ваш Самовар»
Воспитатель благодарит всех детей за помощь Федоре и предлагает детям угощение, которое передал им Самовар (баранки, печенье, пряники, и приглашает всех попить вкусного чая из самовара.