Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Осенняя сказка» с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе

Света
Конспект занятия по развитию речи «Осенняя сказка» с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

сельского поселения Хабаз

Конспект занятия

по развитию речи по теме : «Осенняя сказка» с использованием

приёмов ТРИЗ в подготовительной группе

Подготовила воспитатель :

Уянаева С. Р.

с. п. Хабаз

2021г.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осенняя сказка“ с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах

Занятие по развитию речи по теме "Осенняя сказка" с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе

Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Обучающие:

- Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Воспитательные:

- Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие :

- Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.

- Развитие координации речи с движением.

Словарная работа: листопад, дождливая осень.

Предметно-развивающая среда : мяч, шапочки: листочек клена, грибочка, жёлуди, шишки, В. Борцовой "Сказка про Осень - Златовласку", музыка «Ах, какая осень», фишки красного и зеленого цвета, волшебная палочка, «Волшебный экран» системный оператор, круги Луллия, интерактивная доска, ноутбук, смайлики: веселый, грустный, раскраски.

Ход занятия:

Воспитатель и дети под музыку «Ах, какая осень» заходят в группу, дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Появляется Осень –Златовласка.

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,

Душистый запах хвои и солнца теплый свет

И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,

Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки

И ягодным узором украшу сарафан,

Ее лицо согреют веселые веснушки,

Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,

Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,

Пшеничные колосья косой совьются русой,

Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки

И аромат подарит сосновая смола,

Ее наряд дополнят из желудей сережки

И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

Дети, какое время года сейчас? (Осень). Давайте вместе с Златовлаской перечислим осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь. Какой бывает осень? Осень бывает ранняя, золотая, поздняя. Как называется явление, когда опадают листья? Опадание листьев осенью называется - Листопад. А что же происходит с природой осенью. Признаки: осенью листья начинают менять свой цвет. Из зеленых они превращаются в красные, желтые, багряные. Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Начинается дождливая осень, люди надевают теплую одежду, из-за частых осенних дождей люди носят с собой зонтики, обувают резиновые сапоги. По утрам стелются туманы. Перелетные птицы улетают в теплые края). На экране появляются презентация, демонстрирующие признаки осени.

Презентация «Осенние признаки».

Прием «Другая точка зрения».

Воспитатель: А в сказках предметы могут разговаривать. Давайте Златовласка волшебной палочкой оживит предметы в группе и послушаем, о чем они говорят. Пример: (Я листочек, люблю солнышко и ветерок). Теперь вы дети, называете, я касаюсь палочкой и вы говорите. Златовласка дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают : что эти предметы любят, чего хотят, чего боятся, с кем дружат ит. д.

Примеры:

я Желудь, мною питаются животные – лось, кабан, белка.

Я желудь, Сойка запасается мной на зиму.

Листочек – Я листочек, помогаю детям развивать дыхание (игра «Сдуй листок со стола»);

Я листочек, дети любят играть со мной в игру «Листопад»;

Я белый гриб - люблю дождливую погоду, расту в березовом лесу.

Шишка – Я шишка, из меня делают поделки;

Шишка – Я шишка, из меня делают зимний декор;

Физкультминутка «Осенние листочки».

Мы – осенние листочки, (дети стоят в кругу)

Разлетелись из кружочка. (разбегаются в разные стороны)

Мы летали, мы летали ( бегают врассыпную на носочках с листочками шуршат:)

-ш –ш – ш.

А потом летать устали. (останавливаются)

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок. (присели в круг).

Упражнение. Давайте вместе с вами составим из фишек слово осень. Я буду составлять на доске, а вы у себя на столах. Буква «О» это какая буква? (Гласная). Какой фишкой мы обозначаем гласные буквы? (Красной). «С» это какая буква и звук? (Согласная мягкая, отмечаем зелёной фишкой. Буква «Е» это какая буква? (Гласная, отмечаем красной фишкой). «Н» это какая буква и звук? (Согласная мягкая). Отмечаем зелёной фишкой. Буква «Ь» это какая буква? Ь. (Ь – обозначает мягкость, используется для смягчения предыдущего согласного звука). (О с е н ь)

Гимнастика для глаз «Ветер»

Игра «Живые слова». Наша гостья будет смотреть, правильно вы выполняете или нет. Вы будете не детьми, а словами. Я назову предложение: «Осенью красиво опадают листья».

Повторите это предложение.

Давайте скажем тихо.

А теперь произнесем громко, радостно. Сколько слов в предложении? (четыре).

Назовите эти слова. (Дети называют)

Кто будет словами этого предложения? Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение.

Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети - «слова» произносят предложение. Воспитатель: Если мы уберем слово «красиво», какое предложение получиться? (осенью опадают листья.)

А если уберем слово «осенью», какое предложение прочитаем? (опадают листья). Все дети садятся на стулья.

Воспитатель: Рассядемся на пригорке, да расскажем чистоговорку:

Ца-ца-ца - осень у крыльца.

Воспитатель разучивает с детьми чистоговорку в медленном темпе, Затем предлагает произнести ее с различными интонациями: удивленно, восхищенно, с пренебрежением, с удовольствием. Следует обращать внимание на то, чтобы при произношении они представляли себя в действии.

Дидактическая игра Круги Луллия «Из какой сказки герои

Цель игры: развитие устной и диалогической речи детей, памяти, внимания, способности активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.

Правила игры: необходимо угадать, героям какой сказки понадобились указанные предметы?

Ход игры: предложить ребенку внимательно рассмотреть картинки, изображенные на маленьком круге Затем, поворачивая круг по часовой стрелке, установить сектор напротив сказочного героя, которому принадлежит этот предмет или герой и объяснить чему учат сказки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все герои из сказок.

Ответы: 1. Кот в сапогах

2. Теремок

3. Лиса и волк

4. Курочка Ряба

5. Три медведя

6. Баба Яга

7. Буратино - золотой ключик

8. Красная шапочка

«Составление загадок по моделям А. А. Нестеренко»

Описание. Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1

«Слова – связки» - «а, не».

Какой? Кто (что) бывает таким же?

Модель 2

«Слова – связки» - «но, не».

Что делает? Кто (что) делает так же?

Инструкция и ход игры. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1.

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: яблоко.

Заполнение левой части таблицы: Какое?

Какое? Кто (что) бывает таким же?

Круглое

красное

сладкое

Заполнение правой части таблицы: Кто (что) бывает таким же, но не яблоко?

Какое? Кто (что) бывает таким же?

Круглое

Мяч

Красное Помидор

Сладкое Сахар

Вставка «слов – связки» - «а, не». Составление загадки о яблоке.

Загадка: Что это?

Круглое, а не мяч?

Красное, а не помидор?

Сладкое, а не сахар?

«Волшебный экран» (Системный оператор).

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Системный оператор формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Цель: развивать у детей системное мышление, фантазию ребенка.

Задачи: Выполняя игровые действия, соблюдать алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»;

В нашем волшебном домике кто-то поселился. Отгадайте загадку и узнаете кто это?

Под крылом у курочки

Сыновья, дочурочки.

В шубках желтеньких ребята.

Эти деточки - …Цыплята.

Воспитатель показывает игрушечного цыпленка. Цыпленок здоровается с каждым ребенком. Дети рассматривают его. Цыпленок хочет посмотреть свой новый домик. Ребята, сейчас мы с вами погуляем по волшебной дорожке с героями картины.

А вот перед вами волшебный системный экран, который состоит из девяти окошек.

Прошлое надсистемы

6 Надсистема

(частью чего является система)

3 Будущее системы

9

Прошлое системы

4 Система

(выбранный объект, его функции)

1 Будущее системы

7

Прошлое подсистемы

5 Подсистема

(из чего состоит система)

2 Будущее подсистемы

8

В каждом окошке находится какая – то загадка:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать : какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

Вот мы сейчас выберем объектом исследования цыплёнка.

Обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги» :

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

«Волшебный телевизор», игра «Цыпленок».

«Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? (Цыпленок) А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. П.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). …

Итог занятия : Ребята, что мы сегодня с вами повторили на занятий? (Признаки осени,) Что мы сегодня обсуждали с вами? Дети, поднимите смайлики, если вам понравилось занятие, то веселый смайлик, а если не понравилось грустный смайлик. Давайте попрощаемся с нашей Златовлаской. Она вам на прощание дарит вот такие красивые картинки, которые вы можете разукрасить дома или в группе по желанию.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды»Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды» Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе "Спасём лес от беды". Муниципальное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осенняя сказка» с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 17:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Осенняя сказка» с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Света (УИ 1713884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД