Седова Наталья Владимировна
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной комбинированной группе по теме: рассказывание по картине: «Лиса с лисятами»
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказывание по картине „Лиса с лисятами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- закрепить умение составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая
последовательность, точность и выразительность;
- закрепить умения подбирать определения, составлять словосочетания с
заданными словами;
- закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
- тренировать детей в словообразовании;
- укрепить умение детей понимать смысл образных выражений в загадках;
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее
изображенному, а также последующее;
- развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса;
- развивать осознание разных способов словообразования;
- развивать интонационную выразительность речи;
- тренировать в изменении силы голоса;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к животным,
пробуждать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать, уважительное отношение друг к другу: быть, всегда вежливым собеседником и последовательным рассказчиком;
Предварительная работа: Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»; чтение русских народных сказок о лисе, составление и отгадывание загадок о лисе, произнесение чистоговорок.
Демонстрационный материал: картина «Лиса с лисятами», телевизор, магнитофон, CD – диск - «Звуки леса».
Ход НОД
Организационный момент.
«Назови имя друга».
(Дети стоят кругом на коврике. Выполняют действие по ходу стихотворения).
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай
Имя друга называй
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Ответы детей: Лес
Воспитатель: - Правильно, это лес. И сегодня мы туда с вами отправляемся.
(Появляется заставка на телевизоре «Лес», звучит мелодия звуков леса)
Воспитатель: - Дети, какие правила повеления в лесу вы знаете? Давайте вспомним.
Правила поведения в природе
1. Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.
2. Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Тем более не приносить их домой.
3. Не разрушать норы, гнезда, муравейники, ведь это чей-то дом.
4. Не шуметь, не слушать громко музыку, так вы пугаете лесных жителей. Если вести себя тихо, то можно будет их рассмотреть поближе.
5. Не собирай неизвестные грибы и ягоды, есть риск отравиться. Но при этом не топчите ядовитые и неизвестные грибы и ягоды, они являются кормом и лекарством для диких животных.
6. Не вырывайте растения с корнем, они могут исчезнуть. Не ломай ветки, не обдирай кору.
7. Не играй с огнем. Костер можно разводить только в переносном мангале и специально выкопанной яме и в присутствии взрослых. Сухие ветки и листья нужно отодвинуть подальше от костра.
8. Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Перед походом в лес одень закрытую яркую одежду, заправь штаны в носки и возьми свисток.
Воспитатель: - Отличные правила. Сегодня у нас в гостях лесная гостья. Послушайте загадку и отгадайте, кто же она?
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Ответы детей: Лиса.
Воспитатель: - Да, правильно это лиса, посмотрите на картину. (Выставляется картина «Лиса с лисятами»).
Воспитатель: - Рассмотрите картину, как мы эту картину назовем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Кого и что вы видите? (Ответы детей)
- Как можно назвать это животное? (лиса, лисонька, лисичка,
кумушка, плутовка, хищница)
- Какая у нее мордочка? (Ответы детей: вытянутая)
- Какие у нее глаза? (Ответы детей: черные, хитрые)
- Какие у нее ушки? (Ответы детей: торчат на макушке)
- Какое у нее туловище? (Ответы детей: покрытое шерстью рыжей, золотистой, густой, шелковистой)
- Какие у нее лапки? (Ответы детей: короткие, в черных сапожках)
- Какой у нее хвост? (Ответы детей: длинный, пушистый, большой)
- Как называют это животное в сказках? (Ответы детей: Лиса Патрикеевна)
Воспитатель: - Немногих животных называют по имени-отчеству. Откуда у лисы отчество?
Давным-давно жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». Так как лиса считалась очень хитрой, то она получила это прозвище - Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.
Воспитатель: - Скажите эти два слова — «хитрая лиса» — так, чтобы мы поняли по вашему голосу, что лиса действительно хитрая.
Лиса быстро бегает. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле. Мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Хорошо лазает, умеет плавать. Живет в норе. Когда она ловит мышей, люди думают, что она танцует.
Лисы встают на задние лапы и ходят небольшими шажками. Питается зайцами, птицами, насекомыми и даже ягодами. Весной, в мае, у лисы рождаются лисята.
Три месяца они не выходят из норы, пищу им приносит лиса.
Динамическая пауза «Утром лисонька проснулась».
Дети выполняют соответствующие движения:
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ножками потопала,
Лапками похлопала.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
Воспитатель: - Продолжаем, ребята, давайте придумаем рассказ, который вы начнете: «Жили - были лисята с лисой». А закончить свой рассказ каждый может по-своему.
У меня получился такой: - Жили-были лисята с лисой. Однажды, игривые лисята вышли на прогулку вместе с мамой лисой. Мама лиса у лисят – красавица, ярко - рыжая шкурка, длинный пушистый хвост. Лисята играли рядом на лесной полянке. Лисята милые и забавные. Мама лиса спокойно лежит рядом и наблюдает за своими резвящимися лисятами. Хорошо лисьей семье на лесной поляне!
Воспитатель: - А теперь попробуйте вы (по желанию).
Составление рассказа детьми.
Воспитатель: - Вы большие молодцы, интересные рассказы получились у вас. А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка «Лесная лужайка»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Дети садятся на места.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
хвост лисы — лисий хвост
лапа медведя — медвежья лапа
зубы волка — волчьи зубы
иголки ежа — ежиные иголки
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Воспитатель: - А сейчас давайте попробуем рассказать командой. Начнёт рассказ Катя, продолжит Слава, а закончит Алиса.
Повторное рассказывание.
Воспитатель: — Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Ход игры.
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) со словами:
Ходит, бродит вдоль села,
Плутовка – рыжая лиса.
Как ее нам увидать?
Лап плутовки избежать.
Дотрагивается до одного из играющих, который становиться хитрой лисой.
Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?».
При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выходит на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята понравилось ли вам наше путешествие?
Что больше всего понравилось?
Список используемой литературы:
Ушакова, Оксана Семеновна
Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого
года жизни / О. С. Ушакова. — М: Издательство, 2021. 221 с.
Шорыгина, Татьяна Андреевна.
Какие звери в лесу! : книга для воспитателей,гувернёров и родителей / Татьяна Андреевна Шорыгина. - М. : Гном и Д, 2006. - 96с.