Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Анастасия Макиевская
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД в подготовительной группе

Образовательная область: речевое развитие

Образовательная деятельность: развитие речи

(звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте)

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах

Цель: Совершенствование фонематического восприятия детей. Формирование умения делить слова на слоги

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления о гласных и согласных звуках

Упражнять в различении твердых и мягких согласных

Закреплять умение делить слово на слоги

Закреплять умение находить место звука в слове

Развивающие :

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, мышление, память

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками

- воспитывать интерес к родному языку;

- воспитывать интерес к обучению в школе.

- воспитывать умение работать сообща

Оборудование: …

Предполагаемый результат:

- имеют представление о звуках, о мягких и твердых согласных, о месте согласного звука в слове

- умеют различать звуки на слух

- умело применяют свои знания на практике;

- активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками;

- выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методы и приемы:

- Проблемная игровая ситуация;

- Артикуляционная гимнастика

- Дидактические игры:

«Назови братца», «Найди звук», «Отгадай загадку и назови звук», «Найди место звука в слове»

- Беседа – диалог.

Детская цель: Помочь Буратино выполнить задания Мальвины

ХОД:

Организационный момент

Встанем в круг, ребята, дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе привет

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг!

- Ребята, в детский сад сегодня принесли письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы «Росточек», то есть нам, поэтому мы смело можем его прочитать.

Читаю письмо: «Здравствуйте ребята подготовительной к школе группы. Пишет Вам Буратино.

Я очень хочу пойти в школу. Мальвина задала мне задания, а они очень сложные. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания!»

(все задания в конвертах)

- Ну что, ребята, поможем Буратино?

А для того, чтобы он все понял, я включу видеокамеру и запишу все, что будем выполнять, а потом мы с вами отправим видео письмо Буратино, согласны?

Сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на уроке, ведь не только Буратино, но и вы тоже скоро пойдете в школу:

- Громко не говорим

- Если один говорит – другие слушают, не перебивают

- Если знаешь ответ на вопрос подними руку и т. д

- А теперь, проходите садитесь за столы.

Для того, чтобы Буратино все понял, нам нужно отвечать на задания внятно, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово, поэтому давайте

подготовим наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Присаживайтесь на стулья. Воспитатель перед ними.

1. Вкусное варенье

(приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.)

2. Иголочка

Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым. Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх

3. Индюк

(Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.)

4. Лошадка

Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп увеличивается по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

- Вот теперь можно приступать к выполнению заданий.

Задание 1

- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Много звуков есть на свете :

шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи.

Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

слушаем внимательно.

Будем четко говорить, будем

мы старательными.

- Ребята, о чем говорится в стихотворении? звуках)

- Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие звуки называют гласными? (те, которые не встречают преград, которые можно пропеть, проговорить протяжно

Какие звуки называют согласными? (которые во рту встречают преграды, назвать звуки

- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

Игра «Назови братца» с мячом:

Встаем в круг.

Задание 2: Я буду бросать вам мяч и называть твердый звук, а вы возвращайте и называйте его мягкого братца. (т-ть, м-мь, и т. д)

- Молодцы, ребята! Следующее задание. Присаживайтесь

Задание 3

Для выполнения задания нужно вспомнить, каким цветом обозначается гласный звук (красный) Согласный твердый звук (синий) Согласный мягкий звук (зеленый)

- А теперь ребята, будьте внимательны. Отгадайте загадки и определите с какого звука начинается слово : с твердого или мягкого согласного, и поднимите соответствующий цвет карточки. (можно использовать камень, вата)

• Я землю копала,

ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(лопата)

• Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев,

Скажите, кто же это — … (Лев)

• Сама не ем, а людей кормлю.

(ложка)

• У железной тучки

Есть и нос, и ручка.

Эта тучка по порядку

Полила дождем все грядки. (Лейка)

• Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает.

(лук)

• Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её … (Лиса)

- Молодцы ребята, справились с заданием!

- Следующее задание 4

«Послушай и найди звук «л»

-Я буду называть слово, если услышите в слове твердый звук (л, то хлопайте в ладоши, а если там мягкий братец «ЛЬ», то поднимайте ладоши вверх.

( Слова: лапа, шляпа, лёд, ложка, кукла, слон, болото, колесо, мел,)

- Хорошо, а теперь наоборот, хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук (ль, а если в слове твердый братец «Л», то поднимайте ладоши вверх.

( Слова : пельмени, кольцо, стул, цель, улыбка, одеяло, колбаса, туфли, улитка, клубок.)

- Молодцы ребята! Хорошо постарались!

- А теперь следующее Задание 5

«Угадай сколько слогов в слове?

(деление слова на части – слоги)

- Ребята, я буду показывать карточку а вы говорите слово и определяете количество слогов с помощью хлопков. Давайте попробуем. (дом, ма-ши-на) (ответы детей с помощью хлопков индивидуально).

(воспитатель показывает карточки с изображениями. Карточки: кукла, стул, яблоко, стол, олень, малина, лимон, ласка, леопард, лень, стол, волк, колобок, лупа, лампа, лук, кальмар.)

- Замечательно!

- Физминутка

Руки вверх, а ноги шире

Помахали, три,четыре

А теперь бежим на месте

Руки в стороны и вместе

Дружно хлопают в ладоши Саши, Маши и Алеши

Мы умеем боком прыгать

Можем ножками подрыгать

Разбежались кто куда

Сели, встали. Тишина!

Задание 6 – Ребята, последнее задание! Перед вами карточки.

Нужно определить, где стоит звук (ль) или (л, в начале, середине или в конце слова и поставить фишку определенного цвета в окошко.

Разобрать на примере на доске.

затем дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль

- Ребята, все справились, отлично!

Мы с вами выполнили все задания, а что это значит?

(значит помогли Буратино, осталось только отправить ему видео запись)

-Ребята, для вас также как для Буратино, эти задания были сложными?

- Какое задание было самым интересным?

- Чему вы теперь сможете дома научить своих младших братьев и сестер?

У нас остался еще один конверт от Буратино. В благодарность за помощь он прислал раскраски, чтобы вы с легкостью смогли вспомнить сказку «Приключение Буратино и его друзей».

- Спасибо большое за работу.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 14:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Макиевская (УИ 1609333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД