Людмила Бабошина
Конспект занятия по развитию речи «Волшебница сказка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.
Задачи:
• Образовательные: закрепить знание русских народных сказок.
• Развивающие : развивать у детей связную речь, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, упражнять детей в применении глаголов; развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.
• Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам.
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Волшебница сказка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,
Методы и приёмы реализации содержания занятия : игры, беседа, обсуждение, восприятие художественной литературы.
Активизация словаря: теремок, дикие, домашние животные, кто же терем стережёт, что за чудо-теремок? Он не низок, не высок; большая – пребольшая, тянут потянут.
Подготовка к занятию
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение сказок : «Теремок», «Репка», «Колобок».
- Отгадывание героев сказки по моделям.
- Игра-драматизация с использование масок по сюжету сказки «Теремок»
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» в книгах разного издания.
- Беседа о диких и домашних животных.
- Одноимённая игра-драматизация на ковролине.
- Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.
Материалы и оборудование: колокольчик, волшебный клубок, сумка со сказочной книгой, послание Бабы-Яги, теремок со сломанной крышей, медведь, конверты с заданиями от Бабы-Яги, коробка «Теремок», коробка без надписи, инструменты – пила, молоток, отвертка, топор, лейка, фломастер, кисть, расческа, сундучок с загадками, колобок, сюжеты по сказке «Репка».
Индивидуальная работа: с Алексеем С., Ильёй Ш., Алёной З., Максимом З. - Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи весело, а затем грустно».
- Упр. на развитие голоса «Скажи тихо, громко, очень громко».
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель привлекает детей колокольчиком, входит в группу, переодетой в сказочный наряд, создавая благоприятную среду для начала игрового занятия.
2. Основная часть
Воспитатель (Сказочница) :
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Здравствуйте, детишки.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Ребята, я пришла к вам издалека. Давайте познакомимся. Может кто-то узнал меня? (ответы детей)
Хорошо, тогда я дам вам подсказку : Хожу по свету, собираю сказки, а потом рассказываю их детям и взрослым. Ну что, догадались? Я – сказочница!
Теперь вы знаете, кто я. А теперь, ребята, я тоже хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Для того, чтобы все мы с вами познакомились, каждый из вас будет аккуратно передавать волшебный клубочек друг другу, называть свое имя.
Д/и «Давайте познакомимся»
Дети встают в круг, передают клубок, называя свое имя.
Воспитатель: Ребята, мой клубочек что-то хочет у вас спросить. А вам читают сказки дома? Какие сказки вы знаете? А какая сказка у вас самая любимая?
Дети отвечают на вопросы Сказочницы.
У меня тоже есть одна любимая сказка, она находится в волшебной книге. Я давно её не открывала и не читала детям. Хотите, я вам её прочитаю?
Клубочек, а где же моя волшебная книга со сказкой? Я совсем забыла, что она находится в моей сказочной сумке.
Смотрите, ребята, моя любимая книга пропала. Что же нам теперь делать? Я не смогу теперь прочитать сказку и вам, и другим детям.
Дети заглядывают в сумку, книги в ней нет, но лежит конверт с письмом. Детям читают послание Бабы-Яги.
«Здравствуй, Сказочница! Давно ты не читала сказки, вот я и решила их у тебя украсть. Если ты хочешь вернуть волшебную книгу, то вы с ребятами должны будете выполнить три моих задания. Где спрятана волшебная книга, вы узнаете после последнего задания. До свидания! Баба-Яга».
Воспитатель: Теперь, ребята, я не смогу прочитать вам мою любимую сказку! Без вашей помощи мне не справиться! Вы готовы помочь мне найти книгу? Но мы не знаем, куда нам нужно идти и что делать? Давайте попросим волшебный клубочек, он нам укажет путь - дорогу.
Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путь. Направляет клубочек к заданию №1.
«Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи».
Дети с воспитателем идут, выходят на «полянку», где стоит сломанный теремок.
Задание №1. «Теремок».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите? Интересно, что же здесь произошло? А как вы думаете, что это за сказка? Почему вы так решили?
Дети осматривают теремок со сломанной крышей, отвечают на вопросы Сказочницы.
Воспитатель: Посмотрите, а кто-то в этом теремке живет. Кто же это? Давайте узнаем, почему теремок до сих пор сломан?
Воспитатель берет в руки медведя и говорит медвежьим голосом: «Здравствуйте, ребята! Вот и первое задание от Бабы-Яги. Посмотрите, теремок наш сломан, но починить мы его не можем, потому что Баба-Яга заколдовала зверей, и они не знают, что делать с инструментами, и для чего они нужны. А вы сможете нам помочь?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим героям, ведь только выполнив задание от Бабы – Яги, мы получим ответ, где спрятана волшебная книга.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: упражнять детей в применении глаголов.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему медведю и другим героям сказки, каждый из вас будет доставать предмет, называть и рассказывать, для чего он нужен? Инструменты, которые будут нужны в строительстве, вы будете складывать в коробку с картинкой «Теремок», а другие – в коробку без картинки. Дети слушают правила игры.
Каждый ребенок опускает руку в мешочек, достает один предмет, называет его и рассказывает, для чего он нужен. Пила (пилить, молоток (забивать гвозди, кисть (красить, расческа (расчесывать волосы, отвертка (прикручивать, закручивать, выкручивать шурупы и т. д.); топор (рубить деревья, лейка (поливать, фломастер (рисовать).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все правильно справились с первым заданием Бабы-Яги. Отправляемся дальше, в путь!
Воспитатель:
«Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши, путь - дорожку укажи».
- Мы с вами долго шли и устали. Давайте немного поиграем. Вы хотите со мной поиграть? Тогда, я буду движения показывать, а вы повторяйте.
Физкультминутка «Колобок»
Колобок-колобок, идут в полуприседе, руки на поясе
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках, руки на поясе
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, встав в круг изображают мишку, волка, зайца
Всем играл на балалайке, изобразить игру на балалайке
У лисы спел на носу, - плясать вприсядку
Больше нет его в лесу. развести руками в стороны. (2 раза).
Дети повторяют движения за воспитателем.
Дети осматривают ближайшее пространство и находят сундучок и записку от Бабы-Яги:
«Я заколдовала сказочных персонажей. Расколдуйте их, отгадав мои загадки».
Задание №2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.
Ход: взрослый рассказывает загадку, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку.
Воспитатель: К кому прыгнет клубочек в руки, тот и договаривает отгадку загадки.
Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …
(лиса)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …
(лягушка)
Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его…
(петух)
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это. (КОТ)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?. (Зайка)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор. (Айболит)
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха.
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …
(волк)
Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? … (медведь)
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием. Молодцы! А наш клубочек нам поможет, укажет нам путь к последнему заданию от Бабы-Яги.
«Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи».
Давайте мы сейчас с вами ещё поиграем. Вы хотите со мной поиграть? Внимательно смотрите на мои пальчики смотрите и повторяйте.
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать, (сжимание и разжимание пальчики в кулачки)
Будем сказки называть : (на каждое название сказки загибаем пальчик)
Это сказка Колобок,
Это сказка Теремок,
Это сказка Репка –
Про внучку, бабку, дедку,
Волк и семеро козлят -
Этим сказкам каждый рад (хлопают в ладоши).
Ребята, мне кажется, что мы с вами уже пришли. Посмотрите, а что же это лежит? Наверное, записка от Бабы-Яги. Сказочница осматривается и находит конверт с запиской от Бабы-Яги. Сказочница читает текст из записки.
Записка: Ребята, я вижу, что вы справились со всеми моими заданиями! Но следующее задание не простое, а самое сложное. Я хочу, чтоб вы мне рассказали сказку «Репка», в помощь даю вам картинки с сюжетом сказки.
Задание №3
Рассказывание сказки «Репка»
Сказочница раздает детям сюжеты из сказки, и они начинают рассказ, последовательно выставляя сюжет сказки из картинок на доску.
- Молодцы, ребята. Мы справились и с последним заданием Бабы-Яги.
Посмотрите, а здесь лежит последний конверт. Давайте его откроем и узнаем, что же там внутри.
Сказочница читает письмо от Бабы-Яги «Ребята, поскольку вы справились со всеми моими заданиями, хоть они и были трудными, я возвращаю вам волшебную книгу со сказками. Дорогу к книге вам укажет волшебный клубочек».
Дети и воспитатель находят книгу.
3. Заключительная часть
Рефлексия
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Ребята, спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы выполнили все задания.
Скажите, что же мы сегодня делали? ( Ответы детей: отгадывали загадки, рассказывали сказку, играли и т. д.)
А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Я хочу подарить вам мою волшебную книгу, которую вы сможете прочитать в любое время. Давайте мы ее поставим в нашей группе на полочку.
Ребята, вы такие молодцы! Молодцы?
Скажите тихо: «Мы молодцы!», теперь громче, еще громче.