Фирюза Мангутова
Конспект занятия по речевому развитию «Русская березка» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о русской берёзе – как символе России.
Задачи:
Образовательные:
• расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления детей о березе как уникальном дереве с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ березы;
• пополнить словарный запас детей (берёзовый сок, береста, чечевички, лучина, дёготь).
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Русская березка“ для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Развивающие:
• развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы.
• развивать познавательную активность дошкольников.
Воспитательные:
• воспитывать культуру общения, дружелюбие, творческую инициативность; вызвать эмоционально-положительное отношение к березе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
• воспитывать любовь к живым объектам природы.
• воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста
Создание развивающей среды для организации и проведения занятия.
ноутбук, телевизор, презентация, демонстрационный материал: макет берёза (в разное время года, альбомный лист, краски, заготовки берёзовых листьев.
Виды детской деятельности:
• Игровая.
• Коммуникативная.
• Познавательно-исследовательская.
• Музыкальная.
• Двигательная.
• Восприятие художественной литературы и фольклора.
План занятия
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации
Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.
2. Основная часть:
Беседа «Правила поведения в лесу».
Встреча с ежиком.
Беседа «Береза – символ России»
Д/и «Найди березовый листик»
Презентация «Чем береза отличается от других деревьев?»
Физкультминутка «Березонька в моем саду»
Продуктивная деятельность
Игровая ситуация «Поливаем березы»
3. Заключительная часть:
• подведение итогов;
• оценка деятельности детей, самооценка.
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации
- Сегодня нам пришло письмо, давайте прочитаем от кого.
«Письмо от Лесовичка»
- Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Старичок -Лесовичок.
В моем лесу случилась беда. Злая колдунья заколдовала все березы в лесу и они гибнут. Я не могу им ничем помочь. Их может спасти только волшебная живая вода, которую злая колдунья спрятала в лесу.
Определение мотива для деятельности детей.
Целеполагание.
В. Ребята, что же нам делать? Чем мы можем помочь лесовичку?
(Обсуждение дальнейших действий с детьми. Подвести детей к решению самим пойти на поиски живой воды).
-На чем можно отправиться в лес (ответы детей). (Отправляемся на поезде)
Мотивация: помочь лесовичку.
Целеполагание: найти живую воду, и полить все березки, для того, чтобы они ожили.
2. Основная часть:
Ход занятия:
Воспитатель: - Вот мы с вами и приехали. Слышите звуки леса? Пение птиц? (звучит музыка «звуки леса»).
Беседа «Правила поведения в лесу».
- Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
(- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).
- Почему важно вести себя тихо в лесу?
- Почему важно соблюдать чистоту, убирать за собой мусор, остатки пищи?
- Почему важно обходить стороной муравейники, паутины, гнезда, норы?
-Молодцы, а для чего мы сегодня сюда пришли? (найти живую воду, и полить все березки, для того, чтобы они ожили)
Встреча с ежиком.
Воспитатель: -Здравствуй ежик. Нам Старичок - Лесовичок прислал письмо в котором написал, что вашем лесу гибнут березы. Мы хотим вам помочь. Но для этого нам нужно найти живую воду. Ты не знаешь, где нам ее найти?
Ежик: Я очень рад ребята, что пришли нам помочь. Вечно все портит в лесу злая колдунья. Знаю я, где прячет она волшебную живую воду, только нелегко до нее добраться. Сможете ли вы справиться с трудностями, которые ожидают вас в пути?
Дети: Конечно сможем!
Ежик: Одну колбочку с волшебной водой злая колдунья спрятала под маленькой елочкой, вторую, под сосной, третью под дубом и четвертую под высокой елью. Только колбочки не откроются, пока вы не выполните задания.
Дети направляются к маленькой елочке.
Задание: Расскажите почему береза – символ России?
Дети: В старину у наших предков славян год начинался весной и встречали его именно березой. Она одевается в зеленый наряд раньше других деревьев, славяне считали, что березы обладают особой жизненной силой. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Раньше, в давние времена существовал такой обычай - завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе. Березу считали покровительницей, оберегом от нечистой силы.
До наших дней дошел обычай на праздник Троицы срывать березовые веточки и украшать вход в дом, окна, плести венки. Считается, что именно на Троицу березовые ветки наливаются целительной силой. Девушки украшали березу лентами, пели песни, водили хороводы.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот и наша первая колбочка с живой водой. (Дети получают колбочку с живой водой). Идем дальше?
Направляемся к сосне.
Задание под сосной: Д/и «Найди березовый листик»
Дети получают вторую колбочку в живой водой.
Направляемся к дубу
Задание под дубом:
Чем береза отличается от других деревьев?
(презентация)
Дети: У нее белый ровный ствол с черными полосками. Эти черные полоски называют чечевички. Через них дерево дышит. Весной береза распускает сережки, они бывают разного цвета, и размера. В сережках находятся семена березы, сережки - цветы березы.
Под березой растут грибы, которые так и называются подберезовики. Кора березы называется береста. Из нее делают украшения, посуду, обувь, игрушки. Еще березу считают лекарем, так как ее сок, почки, сережки, листья используют для лечения человека.
Молодые, тоненькие, прямые березки, похожи на стройных с гибкой талией, с длинными косами русских девушек.
Ребенок:
Березонька, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девицы
Венки вьют, плетут.
Дети получают третью колбочку в живой водой.
Физкультминутка:
Березонька в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя березонька уснет.
Направляемся к дубу
Задание под дубом: нарисовать березу необычным способом.
Воспитатель: Я предлагаю каждому из вас стать художником и запечатлеть берёзку на альбомном листе. (Воспитатель заранее готовит альбомный лист с нарисованной берёзкой. Дети наносят гуашь на картофельные штампики (листочки) и начинают штамповать.)
Дети получают четвертую колбочку с живой водой.
Воспитатель: -Ну вот ребята, вы собрали все колбочки с живой водой, и теперь можем полить все березы и они оживут. Идем?
Игровая ситуация «Поливаем березы»
(На мониторе появляется изображение Старичка - Лесовичка и лесной школы)
- Спасибо вам ребята, за то, что помогли мне.
Давайте же, будем беречь природу, что бы земля вокруг нас оставалась щедрой, и богатой, что бы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники, росли березовые рощи, и шелестели своей изумрудной листвой.
Ее красавицей лесною,
Зовет недаром наш народ.
В ней столько нежности и света,
И, как тут не сказать, друзья.
Для всех, для нас, береза эта,
Наш край родной, наша страна.
3. Заключительная часть:
оценка деятельности детей, самооценка,
подведение итогов. - Ну а нам пора возвращаться в детский сад, рассаживаемся по вагончикам и в путь!
(дети встают друг за другом и так же под музыку отправляются в детский сад).
- Ребята, понравилось вам путешествие? Кого мы сегодня выручали? И как мы им помогли?