Елена Цюпа
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Слог» в старшей (подготовительной) группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Акбулакского района Оренбургской области
Конспект занятия по речевому развитию
в подготовительной группе на тему : «Слог».
Разработала: воспитатель
I категории Цюпа Е. А.
Акбулак, 2019г.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию на тему „Слог“ в старшей (подготовительной) группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формировать умение делить слова на части, продолжать развивать фонематическое восприятие.
Задачи:
- развивать диалогическую речь, фонематический слух; психические процессы: внимание, память;
- развивать умения делить слово на слоги, умение определять количество слогов в слове и их последовательность;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
Предварительная работа: составление рассказов по сюжетным картинкам; работа по закреплению гласных звуков, дидактические игры «Угадай слово», «Ребусы», «Составь предложение по картинке».
Материалы и оборудование: рисунок робота, предметные картинки, индивидуальные карточки для определения количества слогов в слове, карточки-заготовки для составления слогов, демонстрационные буквы, магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Артикуляционная гимнастика
2. Основная часть:
Создание проблемной ситуации
Ребята, к нам сегодня в гости пришел добрый робот. Его зовут Ру-Ат.
Ру-Ат: При-вет, ре-бя-та! Как де-ла?
Воспитатель: Какую особенность речи робота вы заметили?
Да, роботы говорят по-особенному, по слогам. Чтобы с ним поговорить, нам нужно научиться делить слова на слоги разными способами. Хотите научиться говорить как роботы?
Воспитатель рассказывает, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей).
Предлагаю вам попробовать разделить слова («железо», «блестящий», «лампочка») на слоги разными способами :
-хлопки ладошками;
-удары ладошкой по колену,
-шаги (для подвижных, активных детей).
Робот проверяет правильность выполнения задания: Мо-лод-цы, ре-бя-та! Я все по-нял!
Физкультминутка
Разбежался Робот Роб,
Стол задел и на бок - хлоп! (бег на месте)
Не успел моргнуть я глазом,
Как разбилась наша ваза (моргаем глазами)
Вот что значит, друг мой Роб,
Позабыть про кнопку "стоп" (нажимаем на пуговицу)
Степанов В.
Покажем роботу игру «Планеты общаются»? Ему будет интересно!
В алфавитном порядке расположить карточки с гласными буквами: А, Е, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я (Ё пропущена сознательно).
«Это гласные буквы, их можно петь»
Дети вместе с педагогом сидят за сдвоенными столами. У них карточки, разделенные на две части. Справа на карточке написано 4–6 гласных букв, слева – первая буква имени игрока. Ее рисует ребенок.
Например: С АИУО, В ИОЭЮЕ, М АУОЯЮ
Педагог сообщает игрокам, что они теперь жители разных планет: В – Венеры, М – Марса, С – Сатурна. Далее происходит радиоперекличка между радистами планет. Помогая наладить игру, воспитатель берет на себя роль переводчика.
«Планета Сатурн, вы в эфире. К какой планете у вас вопрос?» – интересуется переводчик.
Ребенок произносит слоги : са – си – су и т. д.
«Внимание! – говорит переводчик. – Радист с планеты Сатурн просит коллегу с планеты Венера ответить, какое у вас сейчас время года (какая погода, праздновали ли на Венере Новый год, есть ли на Венере море)».
Радист с Венеры читает свои слоги и может сам ответить на заданный вопрос.
Мы повторили с вами гласные звуки.
Сколько в слове гласных (звуков которые мы можем пропеть, столько и слогов.
Игра «Молчуны».
— Робот принес вам карточки с картинками, вы делите слово на слоги хлопками и записываете количество слогов с помощью цифр. (Используем наглядный материал из книги С. Гавриной, Н. Кутявиной, И. Топорковой, С. Щербининой «Делим слова на слоги».см. Приложение №1) Совместно с детьми обсуждаем результаты их работы.
Физкультминутка
Робот шёл из дома в дом, (шагаем на месте);
Собирал металлолом: (наклоны вперед);
"Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!"(наклоны в стороны);
Валентин Берестов
Игра «Поможем роботу» Наш гость-робот сломался, он говорит нам только первую часть слова (предложить придумать окончания слов)
Ра- (работа, рама, радость и т. д.)
Ла-(лапа, лампа, ласка)
Ко-(колесо, копилка, конь)
Мы-(мышка, мыло)
— Молодцы, ребята, справились с заданием, отремонтировали нашего веселого робота!
3. Рефлексия
— Ребята, вспомним, как мы помогали нашему новому другу- роботу? Что нового вы узнали?
— Что понравилось вам больше всего?
Робот Ру-Ат приготовил каждому сюрприз: раздать детям карточки с именами, написанными по слогам :
«Мо-ло-дец, А-ня!» «Мо-ло-дец, А-ри-на!»