Лучший педагог года

Конспект занятия по речевому развитию «Зима»

Альбина Коноваленкова
Конспект занятия по речевому развитию «Зима»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме и зимних приметах.

Задачи:

• Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.

• Формировать умение составлять рассказ о зиме по мнемотаблице.

• Закреплять умение подбирать однородные определения к существительным (зима, снег).

• Совершенствовать грамматический строй речи в подборе существительных к прилагательному.

• Способствовать снятию мышечного напряжения с помощью релаксационных упражнений.

• Способствовать развитию словесно - логического мышления, внимания, памяти.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зима“» размещена в разделах

• Активизировать словарь по теме.

• Вызвать желание слушать своих товарищей, не перебивая их.

• Закреплять умение подбирать однокоренные слова, образовывать притяжательные прилагательные.

• Совершенствовать навыки самомассажа.

• Способствовать развитию и укреплению дыхательной мускулатуры с помощью дыхательного упражнения.

• Стимулировать биологически активные точки с помощью СУ – ДЖОК терапии.

• Снимать зрительное утомление, укреплять и расслаблять мышцы глаз.

Методы и приемы: прием, обеспечивающий эмоциональную активность; прием, повышающий интерес к занятию (использование художественного слова, игровая деятельность : игра «Какая», игра «Доброе утро»; диалогический метод; составление рассказа по мнемотаблице; здоровьесберегающие технологии (физминутка, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, релаксационное упражнение); метод мозгового штурма; СУ – ДЖОК терапия; д\игры «Чей след», «Доскажи словечко», анализ.

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Материалы и оборудования: магнитофон, запись вьюги, иллюстрации, СУ ДЖОК мячики, картинки со следами животных, снежинки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, поздороваемся друг с другом и скажем доброе утро.

Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

(Зима.)

Воспитатель.

- Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.

Полюбуйтесь красотой зимнего леса!

- Какие деревья в лесу зимой? (дети рассматривают иллюстрации деревьев)

Дети. Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые.

Воспитатель. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Идет волшебница зима».

Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз! И рады мы проказам матушки зимы.

Ребята, вы рады зиме? (да)

- Сейчас мы с вами поиграем с мячом. Вспомните, пожалуйста, слова какая бывает зима.

Игра: «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима : холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, серебристый, блестящий, скрипучий, мокрый, липкий и т. д.) С чем можно сравнить снег? (с ковром, покрывалом, одеялом и т. д.)

Вот сколько интересных и красивых слов можно сказать о снеге.

«Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Релаксационное упражнение «Солнце и вьюга».

Посмотрите, выглянуло солнышко! Протяните свои руки к солнцу и почувствуйте тепло солнечных лучиков.

Воспитатель:

(звучит музыка вьюги)

НО вдруг завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.

(звук вьюги затихает)

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

(дети показывают)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами согреемся!

(звучит мелодия)

Самомассаж.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

(Дети выполняют соответствующие движения)

Воспитатель : Хотите устроить вьюгу в своих бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Послушайте рассказ воспитателя «Гостья зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие расказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

Дети рассказывают по мнемотаблице рассказ «Гостья зима».

Воспитатель.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

(Дети выполняют движения под текст стихотворения)

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».

Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз)

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Зимой все покрыто белым, пушистым снегом. Хотите поиграть с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

На снегу – то, посмотри, - с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

Воспитатель. Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи.

Дыхательное упражнение «Снежинка» (2 минуты)

Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть

(вдох носом и короткий сильный выдох,

(вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

Воспитатель. Посмотрите, пока мы играли со снежинками, к нам на поляну прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

Трескучий – мороз;

Зимняя – дорога;

Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;

Снежный – ком, дом;

Холодное – утро, солнце, дыхание;

Морозный – день, воздух, узор, вечер, ветер;

Снежная – горка, дорога, улица, баба;

Колючий – снег, ветер, мороз.

Воспитатель. Зимой, ветер колючий, морозный.

(воспитатель предлагает взять СУ – ДЖОК шарики и под музыку сделать массаж ладоней)

Крутим шарик на ладошке

Кружит вьюга по дорожке.

Воспитатель раздает нарисованные следы: человека, животных.

Дети должны отгадать, чей след.

Дидактическая игра «Чей след»

-Ребята, а теперь вспомним какие пословицы о зиме вы знаете, которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.

Зима не лето, в шубу одета.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

«Зима - хорошо или плохо»

Хорошо, потому что:

- Много снега, можно лепить снежки;

- Можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- Снег укрывает растения от мороза;

- Деревья отдыхают.

Плохо, потому что:

- Снег засыпал все: птичкам и животным нечего есть;

- Скользко, можно упасть;

- Холодно, морозно, можно заболеть.

Воспитатель. Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель.

Вот мы и вернулись из путешествия по зимнему лесу.

Рефлексия.

Воспитатель. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по речевому развитию в разновозрастной группе детей 3–5 лет «Здравствуй, зимушка-зима» Задачи: - закреплять знания детей о времени года, зимних месяцах (декабрь, январь, февраль) - продолжать учить подбирать слова, обозначающие.

Конспект НОД по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в средней группе «Зима в лесу» Конспект НОД по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в средней группе «Зима в лесу» Связная речь: Учить детей.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект занятия по развитию речи «Зима» Программное содержание: закрепить занятия о зимнем времени года, о явлениях природы, которые происходят в этот период. Обучать составлению.

Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» Конспект занятия по речевому развитию на тему «Моя семья». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект занятия по речевому развитию «Волшебная книга» Конспект интегрированного открытого занятия Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Волшебная книга» Возрастная группа: группа.

НОД по речевому развитию «Пришла зимушка-зима» во второй младшей группе Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Пришла зимушка-зима» Воспитатель: Золотарёва Г. Н. МБОУ детский сад №16 Г. Чехов,.

Конспект занятия по речевому развитию «О космосе» .

Конспект занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» Речевое развитие «В гостях у сказки» Занятие в подготовительной группе. Цели: 1. Развивать речь детей и умение рассказывать: - рассказывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Зима»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 15:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД