Папки-передвижки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»

Дарья Ушакова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального занятия

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]»

Цель: учить различать согласные ч-щ в слогах.

Задачи:

1. Выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;

2. Научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

3. Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]“» размещена в разделах

4. Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

5. Работать над развитием грамматических форм речи.

Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

Ход занятия.

Орг. момент.

- Сядет тот, кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

- О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

- Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?

(они говорят, беседуют и т. п.)

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

- Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

- Какой звук встретился нам чаще всех? (Щ)

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

- Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч)

- Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

-Ребята, возьмите зеркала посмотрите в них и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]

Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их. (на доску вешаются профили звуков)

В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков :

Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

Щ долгий, щелевой

-А теперь: “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

Ща-ща-ча – наша каша горяча.

Щу-чу-щу – я грибы ищу.

Чу-щу-чу – колесо качу.

Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

Ча-ча-ща - поймаю я леща.

Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

Игра: “Внимательные ушки”.

-Детям раздаются карточки с буквами.

Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

- Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой

Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

- Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

Игра “Шифровщики”.

Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов

- Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

Ч Щ

лучи

свеча

участок

тысяча

плач 3

4

2

5

4 ищу

пищу

грущу

плащ

туловище 2

3

4

4

7

Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?

Физминутка. Игра с перекидыванием мяча.

– Измените, слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

Образец: Грустить – Я грущу. (Щ)

плакать – Я плачу

искать – Я ищу.

угостить – Я угощу. скакать – Я скачу.

простить – Я прощу.

лететь - Я лечу.

пустить – Я пущу.

вертеть – Я верчу.

Основная часть.

- Догадайтесь, о какой букве идет речь?

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

- Правильно, это буква Щ.

Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ

- От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

-Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

- Обведите по контуру только буквы Щ.

Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

-А теперь о какой букве стихотворение?

Да! Вы правильно решили:

Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Молодцы! Это буква Ч.

На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки.

- От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контуру только буквы Ч.

Итог занятия :

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Вспомните и назовите по 2 слова со звуками ч-щ.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»
Опубликовано: 5 июля 2021 в 14:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Ушакова (УИ 2395787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД