Дарья Ушакова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]»
Цель: учить различать согласные ч-щ в слогах.
Задачи:
1. Выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
2. Научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
3. Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
4. Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
5. Работать над развитием грамматических форм речи.
Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.
Ход занятия.
Орг. момент.
- Сядет тот, кто исправит предложение:
Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.
- О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?
- Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?
(они говорят, беседуют и т. п.)
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.
- Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
- Какой звук встретился нам чаще всех? (Щ)
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч)
- Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)
-Ребята, возьмите зеркала посмотрите в них и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их. (на доску вешаются профили звуков)
В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков :
Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий
Щ долгий, щелевой
-А теперь: “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”
Ща-ща-ча – наша каша горяча.
Щу-чу-щу – я грибы ищу.
Чу-щу-чу – колесо качу.
Ча-ща-ча – пишу с буквой А.
Ча-ча-ща - поймаю я леща.
Чу-щу-чу – пишу с буквой У.
Игра: “Внимательные ушки”.
-Детям раздаются карточки с буквами.
Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.
Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.
- Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой
Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.
- Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)
Игра “Шифровщики”.
Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов
- Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.
Ч Щ
лучи
свеча
участок
тысяча
плач 3
4
2
5
4 ищу
пищу
грущу
плащ
туловище 2
3
4
4
7
Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
Физминутка. Игра с перекидыванием мяча.
– Измените, слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?
Образец: Грустить – Я грущу. (Щ)
плакать – Я плачу
искать – Я ищу.
угостить – Я угощу. скакать – Я скачу.
простить – Я прощу.
лететь - Я лечу.
пустить – Я пущу.
вертеть – Я верчу.
Основная часть.
- Догадайтесь, о какой букве идет речь?
На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!
- Правильно, это буква Щ.
Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ
- От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)
-Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.
- Обведите по контуру только буквы Щ.
Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)
-А теперь о какой букве стихотворение?
Да! Вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Молодцы! Это буква Ч.
На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки.
- От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)
Обведите по контуру только буквы Ч.
Итог занятия :
-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
-Вспомните и назовите по 2 слова со звуками ч-щ.