Ксения Дмитриева
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
– обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
– учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
Развивающие:
– развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
– развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
- развитие и пополнение словарного запаса воспитанников.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к воде;
– стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: капельки с загадками про воду, пластиковые стаканы на каждого ребенка, вода, кисточки, акварельные краски, вертушка для воды, емкость с водой, ковши.
Используемые виды деятельности: экспериментирование, самостоятельная деятельность.
Место проведения: уличная площадка в летнее время года.
Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н. А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?
Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.
Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:
(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках, а дети отгадывают.)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)
Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)
Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?
Ответы детей: Воду.
Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.
Свойство № 1 “Вода – это жидкость”.
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас с вами емкость с водой. Какое она собой представляет состояние - твердое или жидкое?
Ответы детей: жидкое.
Воспитатель: Правильно, она льется. А давайте попробуем определить скорость и направление течения воды. Давайте польем воду из ковша на вертушку. Как вы думаете почему она льется?
Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 2.
Воспитатель: У вас есть еще стаканчики, в которых налита вода. Посмотрите она чистая или грязная?
Ответы детей: Да, чистая.
Воспитатель: Давайте насыпем в нее песок. Посмотрите, что произошло?
Ответы детей: Она стала мутная, грязная и песок осел на дно.
Вывод: Твердые предметы или песок засоряют воду. Песок тяжелее воды.
Опыт 3.
Воспитатель: А чем еще мы можем испачкать воду в условиях детского сада?
Ответы детей: Землей, красками, кусочками бумаги.
Воспитатель: Правильно, давайте попробуем с помощью кисти покрасить воду в стаканчиках с помощью кисти и акварельных красок.
Вывод: Вода окрашивается красками и становится не питьевой.
Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.
Далее воспитатель предлагает воспитанниками покрасить воду самостоятельно и поиграть с течением воды.
Список литературы:
Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2– 7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Планирование работы в детском саду с детьми 6– 7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И. Г. Галянт, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева]. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с.