МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Писарева Наталья
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель: уточнить и обобщить представлений детей о свойствах дерева и металла.

Задачи:

1. Образовательная. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность.

2. Развивающая. Развивать умение изучать свойства материалов экспериментальным путем. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений, монологическую речь.

3. Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес, умение работать сообща, закрепить правила безопасности при проведении экспериментов.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе „Приключения Карандаша и Гвоздика“» размещена в разделах

Материал: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, спички, молоток, два одинаковых прозрачных сосуда с водой, болты и деревянные бруски по количеству детей.

Предварительная работа: дидактическая игра «Поплывет – потонет», «Наоборот», «Составь предложение»

Методические приемы: эксперименты, мозговой штурм, загадки, вопросы, дидактические игры.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

Ребята, я сегодня пришла утром в группу и увидела на полке две новые коробки и письмо к ним, послушайте, что в нем написано:

Ребята вы узнаете, что в коробках, если разгадаете загадки.

1. Цветной Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет

Там след кладет. (карандаш)

2. Металлический Антошка

На очень длинной ножке,

По головке постучишь

что-нибудь да смастеришь. (гвоздь)

Воспитатель:

Правильно, ребята, загадки мы разгадали. Только, как же узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь? Как вы думаете? (предположения детей).

Воспитатель: А если не смотреть, то как можно узнать? (по звуку, по запаху, на ощупь)

Давайте попробуем узнать по звуку. Кто попробует? (определяют по звуку, предположения детей).

А по запаху (предположения детей)

Попробуем определить на ощупь. (Потрогать с закрытыми глазами)

Что там как ты думаешь (предположения детей)

Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья,

Сказка.

Жили-были два друга –карандаш и гвоздик. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный?

Но никак не могут решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)

Ребята, как вы думаете, что такое лес?

Дети: Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.

Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу. Воспитатель: А чем дерево может нам помочь?

Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.

Воспитатель. Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Деревья и металл очень нужны человеку.

Ребята, я подготовила для вас мини-музей.

Ребята, как вы думаете, какие предметы здесь делают из дерева? Как их называют одним словом? (Деревянные)

Воспитатель:

Посмотрите, что сделано из металла. Какие предметы из этого материала вы еще знаете? Как можно назвать предметы, сделанные из металла одним словом? (Металлические). Какие металлы вы знаете? (алюминий, железо, золото) Можно ли обойтись без деревянных и металлических предметов? (предположения детей)

Вывод: Из дерева и из металла делают много нужных вещей,

Я покажу вам небольшой фильм об основных этапах металлургического производства.

Демонстрируется фильм.

Воспитатель комментирует. Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда - это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

Физкультминутка

Воспитатель:

А давайте узнаем, чем предметы из металла отличаются от предметов из дерева. Хотите? (Да) Тогда мы превращаемся в настоящих ученых и отправляемся в лабораторию. Там будем проводит опыты с деревом и металлом.

Ребята, вы, наверно, немного устали, давайте сначала поиграем в нашу любимую игру.

Деревья

Во дворе растет сосна,

к солнцу тянется она.

(Дети поднимают руки и тянутся вверх)

Вырос тополь рядом с ней.

Хочет стать еще длинней.

(стараются подпрыгивать повыше)

Ветер сильный налетал,

враз деревья раскачал.

(наклоняются в разные стороны)

Гнуться ветки взад – вперед.

Их качает ветер, гнет.

(делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Будем с ними приседать —

1, 2, 3, 4, 5.

(приседают)

Отдохнули от души

и в лабораторию мы спешим.

Воспитатель:

Дети, сосредоточьтесь, нам предстоит серьезная работа. В лаборатории трогать предметы без разрешения нельзя.

1. Свойство «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.

Дети опускают материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?

(Дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.)

Ребята, давайте и эти свойства материалов отметим в таблице.

2. Свойство «Твердое – мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент у меня в руках? (молоток)

Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину.

Получается? Почему нет? (Ответы детей)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Ответы детей)

Снова отмечаем наши наблюдения в таблице.

Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)

3. По температуре, что теплее, а что холоднее? (металл холодный, а дерево теплое).

4. Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

А у деревянного бруска? (Шероховатая). СМОТРИМ ЧЕРЕЗ ЛУПУ.

5. Как вы думаете, какой из материалов прочный! (дерево, металл)

Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Получается? (нет) Значит гвоздь какой (прочный)

Теперь попробуйте сломать спичку. Получилось? (да) Значит спичка какая? (хрупкая)

Какой можно сделать вывод? (Металл прочный, а дерево хрупкое.)

6. Ребята, любите играть на музыкальных инструментах? (Да). У меня есть две ложки деревянные и металлические, интересно, какие из них будут издавать звонкий звук, а какие глухой?

Дети проверяют.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево глухой.

Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)

7. Ребята, интересно, как достать скрепки из банки с водой, не замочив руки? (С помощью магнита.) Верно, металл притягивается магнитом.

X. Помните сказку Корнея Чуковского «Путаница». Там «лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Дети, можно брать без разрешения спички? (Нет). Почему? (будет пожар). Дерево легко воспламеняется.

Итак, мы с вами узнали сегодня, чем отличаются металл от дерева.

Игра «Определи на ощупь».

- У меня в руках волшебная мешочек с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Вам нужно закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

Игра «Кто больше».

- Найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.). и деревянные.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Дерево шероховатое, а металл….

Металл тяжелый, а дерево …

Металл прочный, а дерево….

Дерево мягкое, а металл….

Вы сегодня молодцы. «Маленькие исследователи!"

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Этот удивительный воздушный шарик» Тема: «Этот удивительный воздушный шарик». Возраст детей: 5 -6лет. Длительность НОД – 25 минут. Цель: познакомить детей с понятием «воздух»,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности «Солнышко здоровья» Цель: • закреплять и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни и о составляющих его компонентах; • закреплять знания об органах.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница Капуста» Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе МБДОУ Детский сад №1 «Сказка». Ст. Отрадная. Воспитатель Булыгина.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Ложки в гостях у детей» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Растения лечат» Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Растения лечат». Программные задачи: - закрепить и систематизировать знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудеса в городе волшебников» Тема: «Чудеса в городе волшебников» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно- исследовательской деятельности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» «Волшебница вода» конспект познавательно – исследовательской.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «В гостях у Снежной королевы» Автор – разработчик: Чикина Екатерина Ивановна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №16» Тема недели: «Зимняя природа» Тема НОД «В гостях.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича» Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича» СТАРШАЯ ГРУППА «А» ВОСПИТАТЕЛЬ:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»
Опубликовано: 3 сентября 2019 в 12:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД