Лидия Николаевна Гребенцова
Конспект занятия «Птицы, зимующие рядом с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 2
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» «Формирование целостной картины мира»
Тема: «Птицы зимующие рядом с нами»
старшая группа «Светлячок»
Подготовила и провела
Воспитатель Гребенцова Л. H.
г. Петропавловск - Камчатский
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Птицы, зимующие рядом с нами“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел. Закрепить знания о строении птиц, о среде
обитания. Учить узнавать и называть птиц Камчатского края.
- Развивать внимание, память, мышление;
- Способствовать развитию познавательного процесса;
- Развивать связанную речь, расширять словарный запас.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к окружающим.
- Прививать желание помогать птицам в трудное для них время.
- закреплять общепринятые норма и правила взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением птиц: синица, воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел.
Оборудование Аудиозаписи с голосами птиц, карандаши, контуры птиц на каждого ребенка, картинки с птицами, изображение корма для птиц, картины с изображением времен года.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами в повседневной жизни.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы».
- Чтение рассказов Н. Сладкова, В. Бианки о птицах.
- Работа с родителями - изготовление скворечников и кормушек.
- Прослушивание пения птиц на музыкальном занятии,
- Разучивание стихотворения 3. Александровой «Птичья столовая»
- Работа с загадками о птицах.
Методические приёмы:
1. использование художественного слова: загадки о птицах.
2. использование музыкального материала: голоса птиц, пение птиц.
3. сюрпризный момент, энергизатор «Назови ласково»,
4. физминутка: 3. Александрова «Новая столовая»,
5. показ демонстрационного материала,
6. рассматривание картинок с зимующими птицами,
7. вопросы к детям с целью закрепления материала,
8. напоминание правил, слов, движений,
9. поощрение: похвала.
Интеграция 0.0.:
- «Музыка», «Ч. Х. Л.», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»
Словарная работа: закрепить названия корма для птиц.
ХОД
В: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
Энергизатор «Назови ласково»
В: Ребята, а теперь давайте построим большое круглое солнышко и поздороваемся друг с другом называя ласковое имя своего соседа. Данил сейчас повернется к своему соседу, протянет ему свои ручки ладошками вверх, а Настя положит свои ладошки на ладони Данила и скажет ласковое слово «Доброе утро Данилушка». А потом Данил здоровается с Наташей. (Далее все дети здороваются ласково друг с другом по цепочке.)
В: Ребята, мы сказали друг другу ласковые слова, молодцы!
А теперь скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?
Д; Страна, которой мы живем называется Россия (индивидуальные ответы).
В: Правильно, а как называется полуостров, на котором мы живем с вами?
Д: Полуостров Камчатка (индивидуальные ответы).
В: Хорошо ребята, мы с вами живем на одном из самых красивых мест в мире - полуострове, который называется Камчатка. Природа Камчатки красива и разнообразна. Она вмещает множество рек, озер, лесов. На полуострове обитают множество животных и птиц, а о ком из них мы с вами поговорим, вы догадаетесь сами. Давайте сядем на места, закроем глаза и послушаем, о ком пойдет речь.
(Дети рассаживаются на места, звучит фонограмма голосов птиц).
В: Ребята, чьи голоса вы услышали?
Д: Голоса птиц.
В: Правильно, голоса птиц. Вот сегодня мы с вами вспомним о птицах, которые живут на Камчатке и зимуют вместе с нами. Некоторые из них сегодня прилетели к нам в гости, а вот как их зовут, вы мне поможете назвать, отгадав загадки.
Угадайте, что за птица;
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.
(Синица)
-Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине Он появится опять.
(Снегирь)
-Птичка-невеличка Ножки имеет А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - Получается прыжок.
(Воробей)
-Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
-Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её?.
Ответ: Ворона
-Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица - почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?.
(Голубь)
(расставляю изображения птиц на доске,
В: Ребята, подумайте и скажите, что общего у всех этих птиц?
Д: а) эти птицы дикие, (есть птицы, которые живут рядом с человеком, он о них заботится, а есть которые живут в лесу и сами добывают себе пищу)
В: А почему они дикие?
Дети: Потому что они живут в лесу, в поле и сами добывают себе пищу, сами о себе заботятся.
В: На какие две группы можно разделить этих диких птиц?
Дети: перелетные и зимующие.
В: давайте мы с вами поиграем. Расселим птиц - кого в теплые края, а кто остается зимовать у нас Камчатке. Ребята, посмотрите - здесь у нас находится лето (показываю на картинку, где нарисовано лето, а здесь у нас зима (зимняя картинка). Вадим отберет птичек, которые боятся холода и зимы, и поставит их к лету.
А Дашенька возьмет птичек, которые остаются у нас зимовать и не бояться мороза, и поселит их к зимней картине. А вы девчонки и мальчишки наблюдайте, чтобы птицы у нас расселились правильно.
В: Молодцы ребята. А теперь нам с вами нужно немножко размяться. Давайте
встанем в круг и поиграем. А игра называется : «Новая столовая», которую написала
3. Александрова.
Физминутка З. Александрова «Новая столовая»
Мы кормушку смастерили, (Дети шагают по кругу с
Мы столовую открыли. высоким подниманием колена)
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели (Остановились, крыльями машут.)
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, (Смотрят вправо, влево,
Прилетели снегири. Приложив руку ко лбу)
Три вороны были в среду, (Дети прыгают три раза)
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв- (Присели)
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей (Показывают, как птицы клюют)
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог (Встали, и полетели)
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье (руки за спиной, вытягивают шею, и поют)
Прилетел к нам гость весенний-
Путешественник - скворец.
Вот и песенке конец.
В: Отдохнули, расшумелись, давайте сделаем тишину, сядем на свои стульчики. Если будет тихо, то можно услышать, как поют птицы в зимнем лесу.
Игра «Кто как поет»
(Включаю на компьютере звуки голосов птиц: первым звучит голос вороны)
В: дети, чей голос вы услышали?
Д: голос вороны (хвалю ребенка)
(Включаю на компьютере звуки голосов птиц: вторым звучит стук дятла)
В: а сейчас чей голос вы услышали?
Д: стук дятла (хвалю ребенка)
(Включаю на компьютере звуки голосов птиц: третьим звучат голоса синиц)
Д: голос синицы (хвалю ребенка)
(Включаю на компьютере звуки голосов птиц: четвертым звучит чириканье воробья) Д: голос воробья (хвалю ребенка)
В: Ребята, вы очень порадовали меня своим ответами и хорошими знаниями о птицах. Мы узнали что: воробей - чирикал, ворона - каркала, синица - тинькала, голубь - ворковал, снегирь - свистел, дятел - стучал по дереву.
Дети а для того, чтобы птицы могли петь и им не было холодно зимой, им надо хорошо питаться. Давайте их покормим!
Д: давайте.
Игровое упражнение «Накорми птиц»
В: Ребята, вот вы говорили, что птицы питаются по-разному, посмотрите, к нам в гости прилетели и сели на кустик голодные птицы, давайте их покормим, у вас у
всех лежит корм на столе, подумайте какая птица, что любит и угостите ее (Дети вывешивают корм птицы).
В: уступим девочкам накормить птиц, а мальчики наблюдают - всем ли достался корм.
Ну как мальчики, всех ли птиц накормили девочки?
Д: ДА
В: девочки у нас заботливые и внимательные, спасибо им!
Дети, а птицы как и мы с вами иногда болеют. А что бы они были всегда здоровые, их должен иногда осматривать птичий доктор - айболит
В: Ребята, а вы знаете, как называется врач, который изучает и лечит птиц?
А его называют ОРНИТОЛОГ (инд. Ответы)
Этот птичий доктор к нам приходил сегодня рано утром и принес для вас картинки птиц, но на улице шел снег и у картинок немного стерлись линии. Помогите соединить недостающие линии, и на картинках появятся птицы, живущие на Камчатке.
Д/И. «Обведи картинку»
В: раздает картинки с пунктирными рисунками птиц.
Дети, сидя за столами, обводят силуэты птиц, и говорят у кого какая птица закрепляя названия строения птицы.
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
В: Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Д: Построить кормушки, скворечники. Подкармливать птиц. А еще мы не должны обижать их, а должны их защищать и беречь.
В: Правильно, дети а кормушки и скворечники, которые вы сделали с родителями, мы с вами сегодня на прогулке развесим на деревья и будем кормить птиц, и каждый день наблюдать и любоваться ими. И в наш календарь погоды зарисовывать какие птицы прилетали к нам в гости.