Папки-передвижки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [и]-[ы]»

Ольга Чистякова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [и]-[ы]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип занятия : подгрупповое логопедическое занятие (30 минут).

Класс: 2

Логопедическое заключение: ЗПР (развитие речи)

Цель: Дифференциация звуков [Ы - И].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• закреплять правильное произношение звуков [Ы] и [И];

• учить дифференцировать звуки [Ы] и [И] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах, словах и словосочетаниях;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [и]-[ы]“» размещена в разделах

• учить сравнивать звуковой состав слов-паронимов.

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

• развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

• развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся:

Обучающийся научится: различать мягкие и твердые согласные звуки перед гласными Ы-И, различать смысловое значение слов-паронимов со звуками Ы-И

Обучающийся получит возможность научится: исправлять орфографические ошибки в знакомом тексте.

Метапредметные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Оборудование:зеркала (на каждого ребёнка); изображение Мишки и маленькой мышки; буквы Ы,И, слова-паронимы, тетради, карточки с чистоговорками; мультимедийнаяаппаратура для презентации;

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Логопед читает стихотворение:

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте. Дети внимательно слушают.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Артикуляционная /дыхательная гимнастика

Ребята, чтобы подготовить свой

артикуляционный аппарат к работе, а

также громко и чё тко отвечать сделаем артикуляционную гимнастику:

- лягушка-хоботок

- лопаточка

- накажем непослушный язычок

- киска сердится

- упрямый ослик

- трубочка

- чистим нижние зубы

- качели

Молодцы!

Дети у зеркал выполняют

артикуляционную гимнастику.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- А сейчас послушайте

пожалуйста загадки и

отгадайте их:

- В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это?

Вторая загадка:

- Зверь забавный

Сшит из плюша,

Есть и лапы,

Есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

-Молодцы отгадали загадки: мышка и

мишка.

- Ребята, эти слова

похожи?

- А чем они различаются?

- Мишка слышим гласный звук И. Какую буквунапишем?

- Мышка слышим гласный

звук Ы. Какую букву

напишем?

Хорошо.

.

- Как вы думаете, чему мы сегодня научимся на занятии? Сформулируйте тему занятия.

Правильно, сегодня мы будем работать со звуками [Ы - И] и учиться их различать. Дети слушают загадки и отгадывают

их.

- Мышка.

- Мишка.

- Похожи.

- В слове мишка гласный

И, а в слове мышка гласный Ы.

- Букву И.

- Букву Ы.

Сегодня мы научимся различать звуки [Ы - И].

Тема нашего занятия звуки [Ы - И].

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Упражнения на развитие фонематического восприятия

Произнесите перед зеркалом звук И.

- Как работает наш речевой аппарат?

Дайте характеристику

звуку Ы.

Произнесите перед зеркалом звук Ы.

- Как работает наш речевой аппарат?

Мишка и мышка предлагают вам

поиграть со звуками и буквами. Игра

«Семафор»

- Внимательно слушайте слоги.

- Поднимите букву И если

услышите звук И

- Букву Ы если услышите

звук Ы.

- бы, би, ри, ны, ни, сы, вы,

ги,гы, лы, пи.

Молодцы.

Дети внимательно слушают слоги и

поднимают соответствующую букву.

- Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик

языка прижат к нижним зубам. Спинка

языка сильно выгнута. Выдыхаемый

воздух не встречает во рту преград.

Голосовые связки работают, горло

дрожит (есть голос).

- Гласный.

- Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся.

Дети внимательно слушают слоги и

поднимают соответствующую букву.

Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

5. Коррекционная работа на уровне слога

А теперь наши герои предлагают вслух

прочитать пары слогов.

- Как звучат согласные перед Ы?

- Твёрдость согласного как обозначаем

на письме?

- Как звучат согласные перед И?

- Мягкость согласного как обозначаем

на письме?

Молодцы правильно.

Дети читают хором.

мы-ми вы-ви зы-зи

ми-мы ви-вы зи-зы

- Твёрдо.

- Синим цветом.

- Мягко.

- Зелёным цветом.

6. Коррекционная работа на уровне слова.

Мишка и мышка ещё хотят поиграть с

вами. Для этого открыли тетради.

Записали число.

- Запишем слоги в две строки.

- Каким цветом обозначим твёрдость

согласного?

Поставим на первой строке синюю

точку.

Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

- Каким цветом обозначим мягкость

согласного?

Поставим на второй строке зелёную

точку.

- Какую букву будем писать после

мягкого согласного звука?

Спинки держим ровно.

- Слушаем внимательно. Запишите

слоги в две строки

Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми –

мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы.

- Теперь поменяйтесь тетрадями и

проверьте друг друга.

- Возвращаем тетради.

- Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте

слоги 2-й строки.

- Посмотрите, где в слогах спрятались

слова?

Молодцы справились с заданием.

- Синим.

- Зелёным.

- И.

Взаимопроверка.

Читают сначала слоги первой строки, затем

второй строки.

- Мы, вы, ты. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

6. Физминутка.

- Игра с мячом.

-Я кидаю вам слово с буквой «ы»,а вы заменяете «ы» на «и».

Носы-носи

Шипы-шипи

Цветы –цвети

Был-бил

Мыл-мил

Мышка-мишка

Колы-коли

Полы-поли

Пил-пыл

Ныл-Нил

Все ли слова вам были понятны?

Что такое ШИПЫ? (небольшой заострённый выступ на чем-либо)

Что такое КОЛЫ (Кол – толстая заостренная палка, или школьная оценка - единица)

Что такое ПЫЛ? (сильный жар от огня, или горячность, душевный подъем человека) Ученики бросают мяч, изменив в слове гласную Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

7. Работа над словосочетанием / предложением

Исправь ошибки.

Мишка торопился и сделал много ошибок.

(следи зверей, душыстые ландышы, легкие пушынки, шырокая тропинка,глубокие лужы,мышыный хвост,проворные стрижы)

- О каком главном правиле он забыл?

(плакат жи,ши пиши с буквой «и»)

Закончи предложение.

Волк в деревне.

Я веревки. (выл, вил)

Малыш был очень.

Он руки мылом. (мыл, мил)

Течет река.

Ребенок громко. (ныл, Нил)

По лесу бродит.

В норке сидит. .(мишка, мышка).

- Что происходит со словом, если

заменить гласный Ы на И? (Замена

буквы Ы-И меняет звучание и значение

слова).

- Вам известно значение слова мил

(привлекательный на вид,

хорошенький).

- Значение слова вил (плёл, делал).

Хорошо. Дети в тетради выполняют задание

Следы зверей, душистые ландыши, легкие пушинки, широкая тропинка, глубокие лужи, мышиный хвост, проворные стрижи

Дети в тетради выполняют задание

Волк в деревне ВЫЛ

Я веревки ВИЛ

Малыш был очень МИЛ

Он руки мылом МЫЛ

Течет река НИЛ

Ребенок громко НЫЛ

По лесу бродит МИШКА

В норке сидит МЫШКА.

- Согласный перед Ы звучит твёрдо, а

перед И мягко.

- Замена буквы Ы-И меняет звучание и

значение слова. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

9. Рефлексия деятельности.

- К сожалению, наше занятие подошло

к концу.

- Давайте вместе вспомним:

- Чему мы учились на

уроке?

- Скажите, с какими согласными

«дружит» гласная И, а с какими Ы.

Ребята, мишка и мышка хотят, чтобы

вы очёнь чётко проговаривали эти

звуки. Поэтому они предлагают вам

чистоговорку, чтобы вы дома её

выучили.

– Какие звуки будете выделять

голосом? Назовите их.

- Вы сегодня молодцы! Хорошо справились с заданиями.

- Какое задание было самым сложным?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Спасибо за урок. До свидания!

Учились различать звуки и буквы Ы –И.

- Гласная И дружит с мягкими

согласными.

- Гласная Ы с твёрдыми согласными.

- Звуки Ы – И.

Ответы детей

До свидания! Личностные: развитие

«Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [и]-[ы]»
Опубликовано: 10 мая 2020 в 12:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация звуков [и]-[ы]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чистякова (УИ 563685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД