ольга литвиненко
Конспект занятия в цифровой лаборатории «Звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
показать распространение звука в разных средах.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о различной плотности
среды, скорости распространения звука в разных средах, помочь детям сделать вывод о том, что звук распространяется быстрее в более плотной среде;
Развивающие:
развивать стремление к поисково-познавательной
деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия в цифровой лаборатории „Звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Звук», изображение внутреннего строения уха человека, свисток, аудиозапись физкультминутки,
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята! Я рада приветствовать вас снова в цифровой лаборатории, где мы продолжаем изучать разные процессы и явления, происходящие вокруг нас.
На прошлых занятиях мы с вами познакомились с понятиями «Звук», «Громкость и тишина звука», «Высокие и низкие звуки», «Чем мы слышим звук?». Давайте вспомним, что такое звук?
Дети: (Звук – это, колебания мельчайших частиц воздуха, похожие на волны)
Воспитатель: Молодцы! Почему мы слышим?
Дети: (У нас есть уши)
Воспитатель: У всех живых существ есть уши? Приведите примеры
Дети: (уши у кузнечика-на лапках, у птиц и крокодила-кожистая складка, у животных есть уши, они ими шевелят и поворачивают в сторону звука).
Воспитатель: Расскажите, как устроено ухо человека с помощью картинки?
Дети: (в строении уха человека выделяют наружнее, среднее и внутренне ухо. Наружнее - ушная раковина, в среднем ухе есть косточки: молоточек, стремечко и наковальня, внутреннее ухо-улитка и слуховой нерв).
Воспитатель: Молодцы! как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории?
Дети: (если звуков нет-на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой)
Воспитатель: Отлично! А что значит высокий звук, это какой звук. Кто из животных издает высокие звуки? (приведите примеры)
Дети: (Высокий звук это тонкие, легкие звуки, они как будто тянутся верх. Тоненько пищит мышка, чирикает птенец, мяукает котенок.)
Воспитатель: Отлично! А что значит низкий звук, это какой звук. Кто из животных издает низкий звуки? (приведите примеры)
Дети: (Низкий звук это толстые, грубые звуки, они опускаются вниз как будто под землю! Так рычит медведь, тигр, лев, гремит гром, подуют камни).
Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о скорости звука. Звук имеет свойство распространяться.
Скорость распространения звука в воздухе равна - 330 м/с; В воде скорость распространения звука в 4 раза быстрее, чем в воздухе. Но человеку кажется наоборот, что звук доходит до него медленнее. Это связано с тем, что при погружении в ушах образуются воздушные «пробки», которые и спасут уши от звуковой перегрузки. Для распространения звука необходима упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут, так как там нечему колебаться. Скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.
Поэтому во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома.
Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением – убывает.
Хорошей проводимостью звука обладает земля. Раньше прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.
Воспитатель: итак, звук хорошо передается по воздуху,
иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы, леса) и, обратно. Тогда мы слышим эхо. Что такое Эхо?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да! эхо — это отражение звуковых волн от препятствия, последняя часть сказанной фразы как будто возвращается к нам обратно.
Давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду вам произносить какую-нибудь фразу, а вы мне будете отвечать, как будто вы-эхо. А потом наоборот.
Игра «Эхо»
Воспитатель: Молодцы! ребята, когда вы кричали. То звуки эти были громкие, а когда отвечало эхо, то они были тихие. Давайте отдохнем и проведем физкультминутку
Физкультминутка. (Пяточка - носочек)
Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас, давайте пройдем в нашу цифровую лабораторию и послушаем нашего Наурашу «Почему в космосе нет звука», и что значит «Звук и расстояние»
А теперь давайте по экспериментируем.
Опыт 1. Кто громче крикнет!
Опыт 2. Кто тише прошепчет!
Опыт 3. Крикнуть всем вместе!
Опыт 4. Кто громче свистнет в свисток!
Итог.
Воспитатель: сегодня на занятии мы с вами говорили о распространении звука. Давайте вспомним, где звук распространяется быстрее?
Дети: (в воде, в земле)
Воспитатель: почему при грозе мы сначала видим молнию, а потом слышим гром, хотя говорим: «Гром и молния»? Дети: (скорость света выше, чем скорость звука).
Воспитатель: почему в космосе нет звуков?
Дети: (там пустота, нет никаких частиц, нечему колебаться)
Воспитатель: что такое эхо?
Дети: (отражение звуковых волн от возникшего
препятствия)
Воспитатель: какие опыты мы сегодня проводили в
нашей лаборатории?
Дети:(старались сделать самый громкий и самый тихий звук).
Воспитатель: от чего зависит громкость?
Дети: (от силы колебаний частиц, с какой силой движутся звуковые волны)
Воспитатель: Молодцы! Большое спасибо за работу!