Получи документы

Занятие в подготовительной группе «Времена года. Признаки и приметы времен года на примере произведений К. Д. Ушинского»

Наталья Фогель
Занятие в подготовительной группе «Времена года. Признаки и приметы времен года на примере произведений К. Д. Ушинского»

Цель: закрепить знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года на примере произведений К. Д. Ушинского в коррекционном занятии учителя-логопеда.

Задачи:

Публикация «Занятие в подготовительной группе „Времена года, Признаки и приметы времен года на примере произведений К, Д, Ушинского“» размещена в разделах

закрепить знания у детей старшего дошкольного возраста об сезонных изменениях в природы – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

учить соотносить каждое время года с определенным признаком;

развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга;

обогащать, уточнять, активизировать словарь;

продолжать закреплять умения согласовывать слова;

формировать мотивацию к учебной деятельности и приобретение опыта;

формировать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие.

Оборудование:

рисунок-схема «ВРЕМЕНА ГОДА»;

иллюстрации по теме «Зима», «Веста», «Лето», «Осень»;

картинки с признаками времен года;

карточки с изображением солнца;

проектор;

Предварительная работа:

Чтение произведений К. Д. Ушинского «Зима», «Веста», «Лето», «Осень».

Рассматривание иллюстраций тему времен года

Ход НОД

Логопед:

– Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. (Дети встают вместе с логопедом в круг)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу желая доброго утра. Дети здороваются друг с другом.

Сегодня к нам на занятие пришел очень необычный гость (логопед показывает игрушку крота). Как вы думаете, кто это?

Дети:

Это «Крот».

Логопед:

Ребята, а давайте вспомним, где он живет?

Дети:

Он слепой и живет под землей.

Логопед:

Дети, нашему гостю очень хочется знать, что же такое «Времена года» и он просит сегодня вас ему помочь.

А мы с вами читали произведения К. Д. Ушинского «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и поможем ему разобраться в этом.

Дети стоят у своих мест.

Логопед:

На место сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

• Сколько времен года вы знаете?

• Как они называются?

• Назовите зимние месяцы

• Назовите весенние месяцы

• Назовите летние месяцы

• Назовите осенние месяцы

Логопед:

Дети, посмотрите внимательно, что у меня в руках, как вы думаете? На что это похоже? Логопед обращает внимание детей на рисунок-схему «ВРЕМЕНА ГОДА» (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора – месяцы).

Дети предполагают, угадывают.

Логопед:

У меня в руках находится такой круг, который называется «Волшебные часы времен года» и мы с вами сегодня, за короткое время, сможем побывать у каждого из этих времен года в гостях.

Путешествие к зиме

Логопед:

А вы любите путешествовать, ребята?

Дети:

Да.

Логопед:

Тогда наше путешествие по временам года начинается!

Послушайте внимательно отрывок произведения К. Д. Ушинского и вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.

…Солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Дни гораздо короче, а ночи длиннее. Гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Многие птицы улетают в теплые края, иногда за тысячи верст…

Дети:

- Зима

Логопед:

– Правильно, это зима. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны.

На схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» переводим стрелку на «зиму».

А теперь давайте поиграем с мячом, в игру «Один – много».

сосулька - …сосульки

снежок - …снежки

льдинка - …льдинки

снежинка - …снежинки

снеговик - …снеговики

сугроб - …сугробы

мороз - …морозы

метель - …метели.

Ребята, нужно помочь нашему гостю представить, что же такое зима!

Игра «Подбери признаки зимы»

На доске вывешивается сюжетная картина зимы. Дети по очереди подбирают картинки с признаками зимы и помещают их к основному изображению, объясняя свой выбор.

Логопед:

Дети, а вы знаете почему зимой снег полезен?

Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.

Путешествие к весне

Логопед:

Послушайте внимательно отрывок произведения, и вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.

…День начинает заметно прибавляться. Солнце не только дольше остается на небе, но и греет с каждым днем заметно сильнее. Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озера. Деревья пробуждаются ото сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Птиц появляется множество. Первые прилетают грачи…

Дети:

Весна.

Логопед подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “весну”.

Упражнение на развитие слухового внимания “Что лишнее и почему?”

Логопед:

– А сейчас мы с вами поиграем, слушайте меня внимательно, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее.

“Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.

Дети: лишнее слово – Март. Это месяц.

Логопед называет “Март, апрель, весна, май”.

Дети: лишнее слово – Весна. Это время года.

Молодцы ребята!

Наверное, вы уморились?

Тогда сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физкультминутку «Времена года»

Зимние месяцы: декабрь, январь

К ним не забудем добавить февраль

(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)

Весне отдаем

март, апрель,теплый май

(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)

Для лета — июнь, июль,

август давай

(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение

«рыбка плывет»)

А если к нам в гости осень придет,

Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!

(имитируем сбор ягод в корзинку)

Логопед раздает детям карточки с изображением солнца.

Логопед:

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Внимательные ушки».

Логопед называет слова, а дети поднимают карточки с изображением солнца вверх, если слышат слова, относящиеся к теме «Весна».

Сосулька, снеговик, снег, дождь, грачи, подснежники, санки, капель, посевная, купание в речке и т. д.

Путешествие к лету

Логопед:

Мы продолжаем наше путешествие.

Логопед читает детям отрывок из произведения К. Д. Ушинского «Лето».

… Высоко-высоко подымается солнышко, не то что зимой; еще немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. Птицы прячутся в лесной глуши; домашний скот перестает пастись и ищет прохлады; человек, облитый потом и чувствуя сильное изнеможение, оставляет работу: все ждет, когда спадет жар. Ранние цветы уже отцвели и заготовляют семена. Много, много работы крестьянину!

Дети:

- Лето.

Логопед:

– Правильно - это лето. Подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “лето”.

Из рассказа «Лето» мы узнаем о том, где восходит и садится солнышко, о дождике, о летних растениях, грибах, ягодах, насекомых и, конечно, о сборе урожая.

– А кто назовет нам признаки лета?

Дети называют по очереди признаки.

Логопед:

Дети, давайте расскажем нашему подземному гостю, как же выглядит лето?

Логопед предлагает детям составить описательный рассказ по опорным картинкам о лете.

Проектор воспроизводит серию простых картинок (пчела на цветке, дождь и радуга, грибы на полянке, проталина и поснежник и т. д.)

Путешествие к осени

Логопед:

Ребята, вы готовы отправиться дальше?

Логопед читает детям отрывок из произведения К. Д. Ушинского «Осень».

… начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается все ровной пеленой свинцоватого цвета. Мелкие дождики идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро. Лист на деревьях начинает кое-где желтеть, поля мало-помалу пустеют, цветы исчезли. Отлетные птицы одни за другими собираются в дальний путь…

Дети:

- Осень.

Логопед подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “осень”

Логопед:

– Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой ( Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края, идут дожи, холодает и другие.)

Ребята, наш гость знает теперь о трех временах года, а у нас их сколько?

Дети:

4.

Логопед:

А давайте ему расскажем о четвертом.

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Логопед предлагает детям подобрать описание к поставленным вопросам.

Осень какая? – (дождлива, солнечная, золотая, холодная).

Лист какой? — (желтый, красный, зеленый, опавший,).

День какой? — (туманный, солнечный, короткий, ветреный).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, холодная).

Дождь какой? — (холодный, сильный, моросящий, затяжной).

Логопед:

Вы молодцы, ребята! Нашему гостю сегодня очень интересно было услышать ваши описательные рассказы и признаки времен года.

Итог занятия

Логопед:

Вот и закончилась наше волшебное путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

- Что вы узнали для себя нового?

- Какие задания понравились?

- Что показалось трудным?

- Сегодня наше занятие закончилось, до свидание.

Литература

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009;

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с. ;

Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»);

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/vesna/;

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/zima/;

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/leto/;

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/osen/.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Дерево времен года»Дидактическое пособие «Дерево времен года» Дидактическое пособие «Дерево времен года». Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Дерево времен года». Материал разработан для.

Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина» Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина» (подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область.

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе «Времена года» I. Вводная часть. Построение в 4 колонны. Вился, вился белый рой, Лег на землю – стал горой. Ходьба обычная. Друг за другом мы ходили, Все.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Лексико-грамматическое занятие «Четыре желания. Времена года» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «Четыре желания. Времена года» в старшей группе с ОВЗ .

Литературная викторина в подготовительной группе «Времена года»Литературная викторина в подготовительной группе «Времена года» Литературная викторина в подготовительной группе:"Времена года". Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях;.

Макет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен годаМакет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года Цель: 1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей; 2. Учить наблюдать за сезонными явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе «Времена года. Признаки и приметы времен года на примере произведений К. Д. Ушинского»
Опубликовано: 5 октября 2023 в 11:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД