Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам»

Федосеева Азиза Азизовна
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам»

Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказыванию

с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Формировать у детей умение узнавать сказочных героев.

3. Продолжать развивать у детей умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Обогащать словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать развивать у детей умение формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение детей действовать согласованно.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интегрируемые образовательные области:

«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.

ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,

«Музыка».

Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Материалы:

Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; аудиозапись с голосами сказочных героев для отгадывания; две физкультурные дуги.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле - ориентир (цветок).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

Воспитатель: «В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.

«Если сказку назовёшь,

То цветок с собой возьмёшь».

Воспитатель: Назовите свою любимую сказку.

Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок»

ориентир.

Воспитатель: Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

«Все цветочки покачались

В стране сказок оказались».

Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

2. Воспитатель: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.

Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

Воспитатель: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

3. На доске плакат «Сказочная путаница».

Воспитатель: Посмотрите, что он сделал?

Дети: Он перепутал все сказки.

Воспитатель: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Дети: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста».

Воспитатель: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Дети: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.

Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.

Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.

Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».

Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.

(Воспитатель снимает плакат с доски).

4. Воспитатель: «Все мы сказки разгадали

И героев всех нашли.

Нужно дальше нам идти».

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

Воспитатель: «По тропинке мы пойдём

Через мостик перейдём».

(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними)

Воспитатель: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.

-Весёлый - грустный,

- добрый - злой,

-Смелый - трусливый,

-Старый - молодой,

-Сильный - слабый,

-Здоровый - больной,

-Умный - глупый,

-Вежливый - грубый,

-Сытый - голодный,

-Могучий - слабый,

-Озорной - послушный,

-Ленивый - трудолюбивый.

(«Мостик» убирается. Слева от окна — мольберт. На полу — цветы — ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.

На мольберте — «тени» сказочных персонажей.

5. Воспитатель: Волшебник спрятал героев.

«Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим».

Воспитатель: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Дети: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).

Воспитатель: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

6. Гимнастика для глаз.

«Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом домой.

Воспитатель: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.

Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?

Воспитатель: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

7. Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

Воспитатель: Какая это линия?

(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)

Дети: Это волнистая линия.

Воспитатель: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?

Дети: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

Воспитатель: Перечислите героев сказок с таким характером.

Дети: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

Воспитатель: Верно, а почему?

Дети: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).

(На доске ломаная линия.)

Воспитатель: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?

Дети: Нет.

Воспитатель: На что похожа эта линия?

Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

Воспитатель: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?

Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

Воспитатель: Перечислите их.

Дети: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

Воспитатель: Верно, как зовут этого героя?

Дети: Его зовут Иван-Царевич.

Воспитатель: Какой линией можно его нарисовать?

Дети: Можно нарисовать прямой линией.

Воспитатель: Почему? Какой он по характеру?

Дети: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

Воспитатель: Перечислите героев, которые обладают таким характером.

Дети: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.

(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)

(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)

Воспитатель: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?

Дети: Его зовут Емеля.

Воспитатель: Какой он по характеру?

Дети: Весёлый, озорной, смешной.

Воспитатель: Почему такой линией? На что она похожа?

Дети: Она похожа на улыбку.

Воспитатель: Какие персонажи с таким характером вам известны?

Дети: Емеля, Буратино, Карлсон.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8. Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.

Психогимнастика.

Воспитатель: «Это, что за маскарад

И зверей, и птиц парад

Ничего не разберёшь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри

Сказочное животное на месте замри.

В гости сказки к нам пришли

Кто есть кто — определи.

Буратино и Кащей

И Мальвина и злодей.

Приготовься и смотри

Фигура из сказки на месте замри.

(Дети проходят на свои стулья.)

9. Воспитатель: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.

«Будем кубиком играть,

Будем сказку сочинять».

(На мольберте- план-схема сказок.)

Воспитатель: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз — считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.

Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.

(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)

Примерный вариант сказки : Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

10. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

Вам понравилось быть в гостях у сказок?

Дети: Да.

Воспитатель: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?

(Дети отвечают.)

Воспитатель: «Верить в сказку- это счастье,

И тому, кто верит,

Сказка обязательно отворит все двери».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Шарля Перро» создание игры-бродилкиКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Шарля Перро» создание игры-бродилки Задачи: Речевое развитие: - Закрепить жанровые и языковые особенности сказок, знания детей о сказках Ш. Перро. - Упражнять детей в умении.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам» с использованием ТРИЗ Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, развитие творческого мышления и воображение.

Конспект ООД с элементами ТРИЗ «Путешествие муравьишки» Конспект ООД с элементами ТРИЗ Тема: «Путешествие муравьишки» Цели и задачи: -обобщить представление детей о многообразии насекомых; -уточнить.

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группе Цель: формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь правильно действовать в различных ситуациях; доставлять чувство радости и.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «В гости к знайке» с элементами ТРИЗ Конспект по математике во 2 младшей группе «В гости к знайке (с элементами ТРИЗ). Цель: Формировать у детей интерес к математике с помощью.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Спасение муравьишки» Воспитатель: Воспитатель вместе с детьми сидит на коврике (на подушках). На ковре лежат красива осенние листочки. Воспитатель: Ребята посмотрите.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Тема:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну» Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники. Тема: «Путешествие в сказочную страну». Воспитатель:.

Конспект занятия с использованием ТРИЗ «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ — РТВ «Кто живет на Севере Земли» Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста методами ТРИЗ-РТВ при закреплении темы: «Животные севера». Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 22:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД