Татьяна Яковлева
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Мы — строители»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей познавательных интересов через формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи : Учить детей устанавливать равенство групп предметов разного размера разными способами на основе составления пар предметов и прибегая к счету; подвести их к пониманию того, что количество предметов не зависит от их размеров.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Познавательное развитие“ в средней группе „Мы — строители“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающие задачи : Закрепить навыки счета до 5 пользуясь правильными приемами счета назвать числительные по порядку соотносить каждое числительное столько с одним предметом; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом, продолжать учить употреблять в речи слова поровну и столько же, сколько.)
Воспитательные задачи:
Поощрять проявления самостоятельности; развивать коммуникативные качества (учиться выслушивать взрослого, мнение собеседника).
Оборудование: проектор, доска для проектора.
Демонстративный материал. Большие и маленькие кубы, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие палочки (по 5 штук).
Раздаточный материал. На каждого ребенка карточки с двумя свободными полосками тарелочка с крупными и мелкими брусочками, брусочков каждого размера по 5 шт., длинные и короткие полоски разных цветов, широкие и узкие дощечки разных цветов, толстые и тонкие палочки разных цветов, высокие и низкие пирамидки.
Ход занятия. 1 часть. Воспитатель: «Мы сегодня превратимся в строителей. Перед нами стоит задача приготовить строительный материал необходимого количества и размера. Первое наше задание.
Воспитатель расставляет на столе в один ряд слева 5 больших кубов, а справа на некотором расстоянии – 5 маленьких.
Воспитатель спрашивает у детей: «Что это?»
Дети: «Кубики»
Воспитатель: «Что можно сказать о размере этих кубов?». Прикладывает маленький куб к большому.
Дети отмечают, что они разного размера.
Воспитатель: «Правильно, одни кубы большие, другие маленькие.»
Воспитатель: «А сколько кубов?»
Дети: «Много».
Воспитатель: «Каких кубов больше?»
(Мнения расходятся).
Воспитатель: «Давайте проверим. Как можно проверить? Есть первый способ. Надо поставить кубики так, чтобы получились пары, т. е. друг на друга или рядом друг с другом».
Выходит ребенок, проделывает у доски, на каждый большой кубик ставит маленький. Воспитатель обращает внимание детей на то, что маленьких кубов столько же, сколько больших. По –другому можно сказать, что кубов поровну.
Воспитатель: Какой еще есть способ проверить количество кубов?
Дети: «Сосчитать».
Воспитатель: «Правильно, есть другой способ- сосчитать кубы», предлагает ребенку сосчитать кубы.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что больших и маленьких кубов
по 5, а значит поровну или говорим столько же, сколько.
Воспитатель: «Теперь проверим, правильно ли мы научились определять количество предметов. Вадим принеси большие кубы, а Гриша маленькие и поставьте их в один ряд».
Дети сравнивают количество больших и маленьких кубов способами счета и приложения.
Воспитатель: «Теперь посмотрите на экран и сосчитайте, сколько вагончиков у каждого поезда?»
( На экране первый слайд: в один ряд два разноцветных поезда с одинакового количества вагончиками.)
Воспитатель: «Сосчитайте и скажите, сколько вагончиков у каждого поезда?»
(Второй слайд - два больших квадрата. В первом квадрате - кубов разного размера и цвета пять, в другом квадрате- кругов разного размера и цвета пять.)
Ответы детей.
Воспитатель: «Принеси, пожалуйста, Гриша, 3 куба поставь на стол»
Воспитатель: «Дети, правильно принес Гриша?»
Дети: «Да».
Воспитатель:«Принеси, Ваня, пожалуйста, 3 брусочка»
Воспитатель: «Дети, правильно принес Ваня?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Дети, скажите, пожалуйста, сколько принесли Гриша и Ваня игрушек?»
Ответы детей. Поощрение воспитателя.
Физкультминутка: Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь,
Сели встали, сели встали
И на месте побежали.
2-я часть. (Работа с раздаточным материалом).
Воспитатель: «Положите большие брусочки на верхней полоске, а маленькие на нижней так, чтобы каждый маленький брусочек лежал под большим.
Сосчитайте брусочки и расскажите, где какие брусочки положены и сколько их.» При повторении задания брусочки меняют местами.
3-я часть. Воспитатель: «Положите на верхний ряд 3 длинные и 3 короткие полоски на нижний ряд. Одинаковое ли количество полосок в верхнем и нижнем ряду? Как мы узнали?»
Дети: «Положили парами, одну полоску под другой.»
Другой ребенок: «Сосчитали».
Воспитатель: «Все верно»
Воспитатель: «Теперь нам нужно найти три длинные и три короткие полоски. Как мы узнаем, какая полоска короткая, а какая длинная?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, надо полоски положить друг на друга и сравнять один конец.»
Воспитатель: «Какого цвета полоски длинные? Какого цвета полоски короткие?»
Ответы детей.
Аналогичное проделываем с 1 высокой и 1 низкой пирамидками, 2 широкими и 2 узкими дощечками, 3 толстыми и 3 тонкими палочками. Каждый раз необходимо сравнивать количество предметов на основе счета и приложения. Внимание детей акцентировать на том, что предметов разного размера поровну- по1, по 2, по3.
Воспитатель спрашивает у детей какие сегодня задания мы выполняли.
(ответы детей, поощрение воспитателя)
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы! Все отлично справились с заданиями. Вы, строители, правильно выбрали и подобрали необходимый материал. Теперь строители могут заняться планированием дальнейшей работы, придумать тему своей постройки и начать строить.»
(Далее игра по ситуации).