МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе по поликультурному воспитанию «Бабушкины сказки»

Екатерина Борисовна Кувшинова
Конспект занятия в старшей группе по поликультурному воспитанию «Бабушкины сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Познакомить детей с разными образами одного и того же сказочного персонажа - лисой через текст сказок русского, мордовского и финского народов и иллюстраций к ним и изобразительное искусство.

Социально- коммуникативное развитие

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие

Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по поликультурному воспитанию „Бабушкины сказки“» размещена в разделах

Художественно-эстетическое

Восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной)

Физическое развитие

Овладение подвижными играми с правилами

Материалы : Лукошко, книга со сказками «Лиса и медведь» (мордовская, «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» (финская, народные игрушки и скульптуры малых форм с изображением лисы, акварель, бумага, простые карандаши, иллюстрации с изображением Лисы.

Содержание:

Тары -бары, растабары,

Посидим у самовара,

Чаю сладкого попьем,

Сказки-сказочки прочтем…

В гости к детям приходит Говорушка- бабушка и приносит лукошко со сказками «Лиса и медведь» (мордовская, «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» (финская).

Просит детей определить по иллюстрациям, как называются эти сказки, подводит детей к выводу, что одна из главных их героинь- Лиса.

Дети вспоминают каждую сказку, бабушка пересказывает или зачитывает фрагменты сказок, дети рассматривают иллюстрации.

Проводится беседа по сказкам :

- Как называется сказка?

-О чем в ней рассказывается?

-Почему Лиса является одной из главных героинь сказки?

-Какая она? Назовите черты характера Лисы. (Дети высказывают свои оценки, педагог помогает им дать мотивированный ответ)

-Чем Лиса в русской народной сказке отличается от Лисы - героини мордовской и финской сказок?

-На иллюстрациях к русской сказке Лиса обута в лапти (лапотки), во что обута Лиса на иллюстрациях к мордовской и финской сказке?

-Одинаковы ли наряды Лисы на иллюстрациях?

-Чем они отличаются?

-Знаком ли вам орнамент мордовского и русского костюмов? Какие элементы финского узора вы знаете?

-Лиса из какой сказки вам больше всех нравится? Почему?

-Какие сказки про Лису вы еще знаете?

Выслушав ответы и рассуждения детей, педагог подводит итог и дети делают выводы о том, чем похожи сказки и чем они отличаются, анализируют поступки лисы и сравнивают характеры Лисы в разных сказках.

В своем волшебном лукошке Говорушка-бабушка принесла для рассматривания фигурки Лисы, народную игру «Хитрая лиса», и маленькую песенку.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычко драла,

Себе лапотки плела!

В лукошке для ребят находится еще один сюрприз. Это краски и бумага. Говорушка-бабушка предлагает детям нарисовать Лису из любой понравившейся им сказки.

Дети рисуют Лису, в ярких, нарядных костюмах русского, мордовского и финского народов, дарят рисунки друг другу и Бабушке - Рассказушке.

Составила Кувшинова Е. Б. воспитатель

Приложение.

Финская сказка

Сорока, ворона и лисица

У сороки было на дереве гнездо. Подошла к подножию дерева лисица и говорит: "Я срублю это дерево, чтобы сделать лодку-долбленку". Сорока взмолилась: "Не руби, у меня пять птенчиков, они все погибнут, если дерево повалится". Лиса сказала : "Если дашь мне одного птенчика, то я всё-таки оставлю это дерево в покое". Сорока отдала.

На другой день лиса опять пришла и сказала, что не нашла другого подходящего дерева для лодки-плоскодонки. Сорока снова стала просить, чтобы она оставила это дерево. Отдала еще одного птенца.

Ворона пришла в гости к сороке – они были ведь приятельницами – и спросила: "Куда делись два твоих птенца?". Сорока сказала : "Сюда приходила лиса дважды поутру, и унесла их, иначе собиралась срубить всё дерево". Ворона сказала : "Вот ты глупая, никакого она дерева не сможет срубить, у нее же нет ни топора, ни пуукко".

Лиса пришла в третий раз, опять принялась говорить: "Я пока не нашла другого подходящего дерева, я всё же это срублю, если ты мне не отдашь еще одного птенчика". Сорока стала смеяться и сказала : "Да как ты дерево срубишь, у тебя же нет ни топора, ни пуукко!". Лисица спросила: "Кто тебя до такой мудрости надоумил? Уж не ворона ли? Ничего, я ее еще саму обману".

Пошла на открытую поляну, высунула язык, лежит там совсем как мертвая. Ворона прилетела, долго ходила вокруг лисы. Щелкала, щелкала клювом… Тут-то лиса схватила ворону и собралась съесть. Ворона говорит: "Пойдем туда, в развалины, а то ведь люди будут смеяться, что ты живую меня пожираешь!". Лисица поволокла ворону в зубах, старается изо всех сил, ворона говорит: "Успокойся ты, я и сама пешком дойду!". Лиса уже позабыла, что та умеет летать, и выпустила ворону из зубов. Тогда ворона тотчас же взлетела в воздух, а лиса осталось обдумывать, знать, не у нее одной в голове вся мудрость.

Русская народная сказка

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Мордовская сказка

Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:

- Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.

- А ты меня не обманешь?

- Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?. - обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.

-Ладно, - согласился медведь.

Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада.

Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:

- Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?

Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку. " Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: "Эх ты, детинушка-простак!"

Рассердился медведь. "Ладно, - думает, -в другой раз я не оплошаю".

Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:

- Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь - знаю, как надо выбирать.

Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:

- Соху тянуть - это что! Попробовал бы ты за сохой ходить.

Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.

- Что себе возьмёшь, Мишенька, - спрашивает лиса, - вершки или корешки?

- Корешки! - сказал медведь.

- Как хочешь, соседушко, как хочешь, -умильным голосом пропела лиса. -Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.

Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.

- Ну, - говорит, - соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.

Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк - и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза - а лисы давно и след простыл.

Публикации по теме:

«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое.

«Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Программное содержание: -Учить детей, вести себя так, чтобы не навредить природе; устанавливать связи между состоянием растения и условиями.

Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе «Классическая музыка в детском саду» тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе Тема: «Классическая музыка в детском саду» Цель занятия: приобщать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Прилетайте, птицы, в наш детский сад кормиться»Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Прилетайте, птицы, в наш детский сад кормиться» Цель: Обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах. Задачи: Образовательная область "Познание". Уточнять и расширять знания детей о.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края.

Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группыПроект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы Паспорт проекта Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой. По времени проведения: краткосрочный. По характеру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по поликультурному воспитанию «Бабушкины сказки»
Опубликовано: 19 августа 2021 в 21:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по поликультурному воспитанию «Бабушкины сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Борисовна Кувшинова (УИ 1701725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД