Светлана Полетаева
Конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования (младшая, средняя, старшие группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребе-нок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной це-лью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Худо-жественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искус-ство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, тради-ционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, раз-личные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечествен-ными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадицион-ных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания матери-алов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практиче-ского интереса в развивающей деятельности. задач художественно-творческого развития детей. В силу Заня-тия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю воз-можность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созида-ния. Учитывая все это, я решила организовать кружок «Нетрадиционное рисование», где занимаются ребята с раннего возраста.
Публикация «Конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования (младшая, средняя, старшие группы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Цели и задачи.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
1) Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
2) Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
3) Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
4) Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомне-ние, радость от узнавания нового.
Образовательные:
1) Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
2) Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художествен-ных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показы-вать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
1) Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2) Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Ожидаемый результат
Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
Форма, содержание занятий
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры -моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к матери-алам и инструментам;
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Начиная с трёхлетнего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Потому что именно в этом возрасте закладывается фундамент личности, и можно зажечь в ребенке огонёк творчества. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадаю-щий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть - краска, гуашь, фломастеры, бумага, зубная щётка, поролон, картофель, морковь, пробки, ватные па-лочки, пластмассовые трубочки, восковые мелки, свечи, цветной скотч, шерстяные нитки, ткань, открытки. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много та-ких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колос-сальный толчок к детскому воображению и фантазированию. Все они пришлись по душе мне и детям.
Пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из картофеля и мор-ковки, оттиск пробкой, точечный рисунок, кляксография, набрызг, рисование восковыми мелками, печать по трафарету, рисование нитками, ниткография, градаж (чёрно - белый, рисование свечой + акварель, рисо-вание на мокрой бумаге, оттиск смятой бумагой, скатывание бумаги, рисование цветным скотчем, ткане-вые изображения, рисуем с помощью открыток, монотопия, объёмная аппликация, кляксография с ниткой, тычкование.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Не ограничиваю так же желания детей дополнить рисунок своими элементами. Они само-стоятельно выбирают материалы и техники для рисования в свободное время.
Неотъемлемым стимулом для ребят является организация групповых выставок детских работ с (каждого проведённого занятия) и фотоподборок с занятий кружка.
Устраивая выставки, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребёнка за прошедшее время обучения.
Дети с нетерпением ожидают занятия по нетрадиционной технике рисования с вопросом : "А студия сегодня будет?"
И после этих слов понимаешь, труды даром не прошли. Появляются новые идеи и желание пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.
И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удоволь-ствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Конспект занятия НОД
по художественому творчеству (рисование пальчиками)
во второй младшей группе
Тема: «Мой любимый дождик…»
Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.
Задачи:
Учить детей изображать дождик, используя прием рисование пальчиками, развивать умение ритмично нано-сить мазки на всю поверхность листа, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспита-теля.
Оборудование и материал: тонированный лист бумаги формата А3 с изображением большой тучи, тониро-ванные альбомные листы на каждого ребенка, видео ролик "Вальс Дождя", синяя гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, зонтик, нотбук.
Предварительная работа: рассматривание осенних репродукций, иллюстраций, постеров, п/и «Солнышко и дождик», наблюдение за дождем на прогулке, рисование тучи и дождя карандашом.
Словарная работа:
осень, листья, зонтик, дождик, туча, цветочек, лужок, дорожка, капельки, больше, добрый, теплый, сильный, краска, синяя, море, речка, осенний дождик, солнышко, «примакивание».
Методы и приемы: наглядный метод, демонстрационный метод, словесный метод.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года лето и осень?
Дети: Осень.
Воспитатель: А как вы узнали, что на улице осень?
Дети: Стало холодно, идет дождь, желтеют и опадают листики с деревьев, деревья стоят голые, улетели пти-цы на юг.
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чем оно.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду лей.
На цветочек, на листок.
Кап, кап, кап!
На дорожку, на лужок,
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя –
Капай, дождик сильный!
Кап, кап, кап.
Воспитатель: Про что это стихотворение?
Дети: Про дождик.
Воспитатель: Про дождик. А на что капал дождик?
Дети: на цветочек, на листок, на дорожку, на лужок.
Воспитатель: А кто из вас гулял под дождем и видел дождик?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель приглашает всех детей подойти и посмотреть видеоролик про дождь. Посмотрев и послушав шум дождя воспитатель говорит детям.
Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели на дождик чем? (глазками, послушали как он шумит чем? (уш-ками) вспомним как может капать дождь. Вначале, из тучки медленно капают маленькие капельки (дети ука-зательным пальчиком потихоньку стучат по ладошке изображая капельки дождя). Потом капельки становят-ся больше (дети изображают капли хлопаньем в ладоши). А потом дождик становится все сильнее и сильнее и начинается настоящий ливень (дети быстро машут руками).
Воспитатель приглашает детей подойти к доске, на которой на листе бумаги изображена большая туча и спрашивает у детей, что это такое?
Дети: Туча.
Воспитатель: А что идет из тучи?
Дети: Дождь.
Воспитатель показывает детям синюю краску, уточняет название.
Воспитатель: А что бывает синего цвета?
Дети: море, вода, лужа, цветы (колокольчики, и т. д.
Воспитатель: Сегодня я Вас научу рисовать дождик с помощью кисточки и синей краски. Воспитатель по-дробно объясняет рисование гуашевыми красками с помощью приема «примакивание». Дети стоят вокруг стола полукругом.
Сначала следует взять кисточку, взять ее нужно в правую руку, держать тремя пальчиками, опустить хво-стик кисточки в краску и лишнюю краску тихонечко снять о край баночки. Потом легко, без сильно нажима, прикладывать к бумаге. После соприкосновения с бумагой оторвать от бумаги кисточку. Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап».
После того как дети посмотрели, дети садятся за столы и приступают к рисованию.
Воспитатель: Ребята, покажите мне как вы правильно возьмете кисточки, давайте с вами пока без краски по-тренируемся рисовать дождик, возьмите кисточки и повторите за мной (показ воспитателя).
Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик «как у меня». Педагог индивидуально помогает тем детям, у кого возникают затруднения. Поощряет детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
После того как все дети нарисовали дождик воспитатель приглашает их поиграть.
Воспитатель показывает детям большой зонтик. Воспитатель спрашивает, что это?
Дети: Зонт.
Воспитатель: А зачем он нужен?
Дети: Чтоб не промокнуть под дождем.
Воспитатель:
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Воспитатель проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.
Предлагает малышам спрятаться под ним.
Убирает зонт со словами:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Тёплое, лучистое.
Игра повторяется 2 раза.
Итог.
По окончанию рисования, воспитатель размещает их на доску. Педагог приглашает детей, подойти и полю-боваться, какие замечательные рисунки получились.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы рисовали? Каким цветом?
у всех рисунки получились разные, у кого-то капельки – дождинки большие, а у кого-то маленькие.
Конспект занятия НОД
по художественому творчеству (оттиск печатками из картофеля и яблок)
во второй младшей группе
Тема: «Рукавички для Снегурочки»
Задачи: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккурат-ность, желание помогать игровым персонажам.
Оборудование:
1. Для проблемной ситуации: кукла Снегурочка, рукавички, лочка, домик для Снегурочки;
2. Для процесса обследования, рисования : вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь в мисочках, атрибуты к рисованию, печатки,салфетки, выставка рукавичек.
3. Для дидактической игры: вырезанные из бумаги снежинки-половинки синего, белого и голу-бого цветов по количеству детей, магнитофонная запись.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приготовила для вас загадку. Только отгадав ее, вы сможете узнать, что мы сегодня будем рисовать :
Две плетенки,
Две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Воспитатель: - Правильно, ребята! В наши холодные, морозные зимы без варежек мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек. А кто нам вяжет теплые рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: - Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных рука-вички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узора-ми, вышивками, аппликациями. (Из-за елки слышится чей-то плач)
- Ребята, слышите, кто-то плачет.
(Из-за елочки «выходит» Снегурочка)
Воспитатель: - Здравствуй, Снегурочка, почему ты такая грустная?
Снегурочка: - Здравствуйте ребятки!
Были у меня две рукавички,
Рукавички-невелички.
Положила их под лку,
Да видно их украли волки.
Воспитатель: - Не плач, Снегурочка. Ребята, поможем Снегурочке найти
рукавички? А, чтобы найти, нужно знать, какого рукавички цвета?
- Давайте спросим у Снегурочки, какого цвета е рукавички?
Дети задают Снегурочке вопрос: - Снегурочка, какого цвета твои
рукавички?»
Снегурочка: - Мои рукавички, белого цвета.
Дети находят белые рукавички, и показывают их Снегурочке.
Воспитатель: - Снегурочка, дети нашли белые рукавички.
Снегурочка: - Нет, это не мои рукавички, на моих рукавичках были узоры нарисованы (плачет)
Воспитатель: - Не плачь, Снегурочка, мы с ребятами разукрасим для тебя рукавички. Пойдем с нами.
(Дети подходят к столу с атрибутами к рисованию).
Воспитатель: - Вот краски и печатки, с помощью которых мы будем украшать рукавички для Снегурочки. Ребята, давайте мы с вами посмотрим, как можно расположить узор на варежках.
(Дети рассматривают узоры на образцах)
-А теперь пройдите на свои рабочие места.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: - Давайте поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию :
Мы Снегурке помогаем,
Рукавичку украшаем.
Чтоб красиво рисовать,
Надо пальчики поднять:
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем рисовать.
( Показывают надевание рукавичек на руки: сжимают пальцы в кулак, поднимают по очереди пальцы начиная с большого, сжимают и разжимают пальцы).
- А сейчас можете приступать к рисованию узоров печатками. Делаем все аккуратно, лишнюю краску обтираем о край блюдца. Если испачкались, то у вас на столе лежат влажные салфетки.
(Дети выполняют работу под музыку Ц. Кюи. «Зима».)
Воспитатель: - Рукавички у вас получились очень красивые и нарядные.
Снегурочке ваши рукавички очень понравятся.
Воспитатель: - Снегурочка, посмотри, как дети для тебя рукавички украсили.
Воспитатель со Снегурочкой рассматривает работы, благодарит детей от имени Снегурочки, за-дат детям вопросы:
- Чем ты украсил рукавичку?
- Что ты нарисовал?
- Как ты рисовал узор на рукавичке?
Снегурочка: - Ребята, а вы умеете играть в игру «Снежинки-половинки?
Дети: - Умеем.
Снегурочка: - Тогда давайте поиграем! Я для вас приготовила снежинки разных цветов.
Воспитатель: - Ребята давайте посмотрим, какого цвета снежинки- половинки принесла нам Снегурочка.
Дети выходят из-за столов, проходят к ковру, на котором разложены половинки снежинок.
Воспитатель: - Посмотрите, какого цвета снежинки-половинки?
Дети: - Голубые, белые и синие.
Воспитатель предлагает детям взять половинки снежинок, включает музыку. Дети бегают по ковру врассыпную под музыку.
«Снежинки летайте, летайте, летайте,
А музыка кончится, в пары вставайте»
По окончании музыки дети встают в пары, соединяя половинки снежинок в соответствии с их цветом. Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета получились у них снежинки. Дети кла-дут половинки снежинок на ковер, берут половинки другого цвета. Игра повторяется.
По окончании игры воспитатель предлагает детям положить снежинки на ковер, взять свои ра-боты и положить возле домика Снегурочки.
Снегурочка благодарит детей за помощь и в благодарность просит детей
послушать стихотворение.
Потерялись у сестрички,
Две пушистых рукавички!
Маме жаловалась Тата
Ускакали, как зайчата!
Ускакали. Прямо в лес,
Даже след от них исчез!
Пусть ваши рукавички никогда не теряются и согревают ручки в самые лютые морозы.
Конспект занятия НОД
по художественому творчеству (оттиск печатками из яблок)
во второй младшей группе
Тема: «Яблоки для ежика»
Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – оттиск печатками из яблок.
Задачи: - Учить работать с печаткой из яблока, обмакивать печатку в штемпельную подушечку с краской и наносить оттиск на бумагу;
- Закреплять знание цвета (красный);
- Учить работать коллективно;
- Воспитывать интерес к рисованию;
- Воспитывать заботливое и бережное отношение к животным;
- Развивать мелкую моторику;
- Стимулировать речевую активность, стремление отвечать на вопросы воспитателя.
Материалы и оборудование: игрушка ежик, половинки яблок, корзинка, нарисованная на листе А3, штемпельная подушечка с красной краской, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришел гость, но он испугался и спрятался. Он покажется только тогда, когда вы отгадаете про него загадку.
Загадка.
Словно елка,
Весь в иголках.
Кто это? ( ответы детей: ежик)
Появляется ежик и здоровается с детьми.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любит есть ежик? ( ответы детей: грибы, яблоки)
Правильно, ежик любит кушать яблочки. Сейчас какое время года? ( ответы детей: осень)
Да, сейчас у нас осень, а скоро будет зима и нашему ежику нужно запастись на зиму яблочками. Поможем нашему гостю? (ответы детей) Мы будем складывать яблочки в корзинку (воспитатель показывает на листе А3 нарисованную корзинку).
Пальчиковая игра «Ежик».
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы - ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
Воспитатель: ребята, сейчас мы посадим нашего гостя на стульчик и он будет смотреть, как вы рисуете для него яб-лочки.
Воспитатель показывает и объясняет новую для детей технику нетрадиционного рисования – оттиск печатками из яблок.
Воспитатель: в одну руку я беру яблочко, а другой рукой придерживаю лист бумаги, яблочко окунаю в штемпельную подушечку с красной краской, и аккуратно опускаю на лист, примакиваю и поднимаю. Посмотрите, получилось яб-лочко! А теперь вы сами по очереди попробуйте нарисовать яблочки. Берите яблочки, окунайте в штемпельную поду-шечку, аккуратно примакивайте, опускайте на лист бумаги и поднимайте яблоко вверх.
Дети рисуют яблоки.
Воспитатель: молодцы, ребята! Как много яблочек мы собрали в корзинку! А теперь мы с вами немножко отдохнем!
Физкультминутка.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (ходьба на месте)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко,
Раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)
Воспитатель: ребята, какие вы все молодцы, что помогли ежику запастись яблочками на зиму! А теперь нашему гостю пора возвращаться в лес! Он говорит вам «спасибо» за яблочки и «до свидания»!
Ежик прощается и уходит, а дети с воспитателем идут мыть руки.