Евгения Быкова
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.
Творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Но у детей этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому их рисунки часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, важно поддержать интерес ребенка к рисованию, а для этого можно использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
В работе с детьми раннего младшего дошкольного возраста используются следующие нетрадиционные техники рисования : "рисование пальчиками", "тычок"жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта"и др.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Метод тычка - увлекательный способ рисования. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Я заранее на листе у детей рисую простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают дети концом тонкой кисти. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
В дальнейшем используются следующие нетрадиционные техники рисования : "восковые мелки, свеча, акварель", «оттиск смятой бумагой», "печать по трафарету», «рисование по точкам», «пластилиновое рисование», "кляксография с трубочкой", «набрызг», «отпечатки листьев», «акварельные мелки», «тычкование» и др.
Очень нравится детям техника «рисование по сырой бумаге». Рисовать акварелью для детей сложнее, чем гуашью, но очень интересно! Ведь рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой и чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными.
Детская фантазия рождается в игре, соединяя нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.
Для развития творческих способностей, воображения, мышления используются следующие задания: «Рисование музыки», Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т. д., «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводим свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращаем их в забавных животных, птиц, рыб и т. д. Еще интереснее и веселее дорисовывать кляксы. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Творческая фантазия предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития, способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
В настоящее время дошкольники владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру. И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в городских, областных и международных конкурсах!