ромашкина ирина
Консультация для педагогов «Дети-аутисты. Рекомендации по работе с аутистами»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К. С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.
Публикация «Консультация для педагогов „Дети-аутисты, Рекомендации по работе с аутистами“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.
Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О. С. Никольской и Е. Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.
Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.
Этапы помощи аутичному ребенку
Каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
• посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
• посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
• пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
• обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
• начать работу с соответствующим специалистом.
Методы работы с детьми-аутистами
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5. Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
• Принимайте его таким, какой он есть.
• Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
• Придерживайтесь определенного режима дня.
• Соблюдайте ежедневные ритуалы.
• Не трогайте ребенка.
• Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
• Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом :
• хороводные игры,
• игры с правилами,
• пускать мыльные пузыри,
• игры с водой,
• игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста :
• доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
• избегать переутомления;
• четко организовывать пространство;
• использовать подписанные системы хранения;
• подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
• обращаться к ребенку по имени;
• обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
• осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
• использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
• постоянно развивать крупную и мелкую моторику.