Получи документы

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»

Анна Крышун
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»

Слайд 2. Цитата Сухомлинского.

Слайды 3-4. Актуальность темы:

Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями“» размещена в разделах

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведениия

В процессе знакомства с произведениями литературы происходит формирование целостной картины мира ребенка и развитие литературной речи, развитие умственных способностей, а именно мышления и воображения, формируется эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Также художественная литература дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Актуальность темы ознакомления дошкольников с художественными произведениями обусловлена рядом причин:

1. В наше время общество столкнулось с широкими возможностями получения информации из общедоступных источников (Интернет, компьютер, средства массовой информации, что сводит к минимуму использование книг, посещение библиотек, теряются традиции семейного чтения;

2. В воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается только ее поверхностный пласт.

Дошкольник - это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого (педагога в детском саду и родителей дома). От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет лишь эпизодом в его жизни.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детском саду.

Задачи педагогов по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух;

4. Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать сформировать грамотную речь;

5. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения).

6. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Своеобразие системы работы по ознакомлению и приобщению дошкольников к художественной литературе в детском саду заключается в использовании самых разнообразных, в том числе нетрадиционных методов и форм работы с детьми и родителями.

Слайд 5. Методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями.

Методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные и практические.

Слайд 6. Словесные методы.

К словесным методам относятся:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

Данные методы являются традиционными, так наиболее часто и активно используются в детском саду, они направлены на восприятие и воспроизведение ребенком художественных произведений. Однако их недостаточно для всестороннего развития личности дошкольника, формирования нравственно-эстетических ценностей, развития мышления и воображения детей, привития им навыков литературной речи.

Слайд 7. Наглядные методы.

Наиболее полно и эффективно решать задачи по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями позволяют нетрадиционные методы, к которым относятся методы наглядные и практические. Нетрадиционные методы помогают развивать и повышать уровень познавательного, речевого, психофизиологического развития дошкольников; создают все необходимые условия для самовыражения детей, для развития творческих способностей; развивают в детях способность эмоционально оценивать литературные произведения, сопереживать героям этих произведений; прививают навыки литературной речи. К наглядным методам относятся:

1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

2. Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.

3. Рассматривание мнемосхем, мнемотаблиц.

Слайд 8. Рассматривание мнемотаблиц.

Мнемотаблицы и мнемосхемы можно отнести как к традиционным, так и нетрадиционным методам.

Слайды 9-13. Практические методы.

Практические методы – это самые эффективные методы приобщения детей к литературе. И они вызывают самый большой эмоциональный отклик у дошкольников, поскольку основаны на важнейшем виде детской деятельности – игре. Использование различных видов игр в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это дает основу для самостоятельности, творческой активности.

К практическим методам относятся:

1. Использование настольно-печатных игр;

2. Игры – драматизации;

3. Игры с использованием различных видов театров: пальчиковый, настольный, перчаточный, театр теней.

Слайд 14. Нетрадиционные формы работы с родителями.

Безусловно работа по приобщению детей к художественным произведениям неразрывно связана с работой с родителями.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:

1. Семинары – практикумы;

2. Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов;

3. Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках.

Слайд 15. Выводы.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 15:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД