Валерия Кадеева
Консультация для воспитателей «Планирование образовательного процесса в ДОУ» (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)
Консультация для воспитателей "Планирование образовательного процесса в ДОУ" (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)
Ф. И. О ст. воспитателя Кадеева Валерия Николаевна
МАДОУ детский сад № 453 г. Нижний Новгород
Основой образовательного процесса является планирование.
Публикация «Консультация для воспитателей „Планирование образовательного процесса в ДОУ“ (для воспитателей со стажем работы менее 3-х лет)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
План – это рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Каждый педагог всегда четко должен знать, что при планировании педагогического процесса необходимо соблюдать требования СанПиН к режиму дня и организации воспитательно-образовательно процесса.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования у ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. Недельное планирование одного воспитателя (если работа в паре) или другие формы являются нарушением цели планирования.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Планирование в ДОУ основано на :
1. Образовательной программе ДОУ, принятой на педсовете и утвержденной заведующим.
2. Плане на учебный год, принятом на педсовете и утвержденным заведующим.
3. Циклограмме деятельности воспитателя (не обязательно, но облегчает работу при планировании)
4. Календарном плане воспитательно-образовательной работы.
План работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме для педагога. Однако существует ряд принципов, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании :
принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип соответствия содержания форм и организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Реализация принципа комплексно-тематического планирования образовательного процесса
В первую очередь тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по сем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом :
Шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дороге», «Новый год», «Москва» и др.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День города, Осенняя ярмарка, День рождения группы, Новый год и др.).
Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Тематика, выбранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований.
Прежде всего, необходимо выделить цель и задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Цель – это общий результат. Цель бывает одна, а задач может быть много. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (формирование, расширение, совершенствование). Например, в младшей группе при планировании на тему «Мамин праздник» цель (на всю неделю) : ЧТО? Формирование у детей представления о празднике мам и бабушек. ЧТО? Воспитание чувства любви и заботливое отношение к близким. ЧТО? Формирование дружелюбных отношений между детьми и т. д. Исходя из поставленной цели, планируется вся деятельность, по возможности с опорой на тему недели. Организованная образовательная деятельность не всегда совпадает с темой недели, т. к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. Принцип тематического планирования ФГОС ДО такого подхода не требует, т. к. достаточно с этой целью обогатить предметно-пространственную среду группы по теме.
Задача – это то, что требует выполнения, разрешения. Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать). Например, слушание и пение песни «Наши бабушки». Задачи: побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение, развивать музыкальный слух и память, совершенствовать певческие навыки. Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники». Задачи: развивать координацию движений кистей и пальцев рук. Игровая ситуация «Семейный праздник». Задачи: закреплять умение сервировать стол, закрепить название чайной и столовой посуды.
Далее следует отобрать содержание образовательно материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, дидактических игр и др.).
Алгоритм действия педагога в рамках тематической недели может быть следующим:
выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
фиксации результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками, изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме из картинок, которые дети приносят из дома, детские доклады (предварительная работа) и т. д.)
При планировании указываются мероприятия, которые совместно с семьей будут проведены, что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общие мероприятия для всего ДОУ будут проведены.
Далее рассмотрим формы организации деятельности взрослого и ребенка. Так как, совместная деятельность – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, то существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
1. Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы и т. д. Она осуществляется совместно со взрослыми и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей на основе их интеграции. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализовываться в процессе занятия, они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество (вариант 1). Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности (вариант 2). При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов необходимо планировать задачи.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Планирование самостоятельной деятельности детей согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, организуется с учетом актуальной на данную неделю темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня.
Самостоятельная деятельность отражается в календарных планах образовательной работы : указываются зоны (центры активности, уголки, в которых педагог организует деятельность детей по интересам; описываются материалы и оборудование, предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм).