МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС»

валентина муравьёва
Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС»

Понятия предметно – развивающая среда

Термин «среда» рассматривается в 2-х значениях:

макросреда, как общественно-экономическая система в целом (производительные силы, совокупность производственных отношений и социальных институтов, сознание, религия и культура данного общества);

микросреда, как непосредственное социальное окружение человека (семья, коллективы и группы различных уровней).

Публикация «Консультация для воспитателей „Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, «развивающая среда» — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Проблемы в организации предметно-развивающей среды

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделяется ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр, а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Вступил в силу 01 января 2014 г.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

(пункт 3.3)

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

в сферах социально-коммуникативного,

познавательного,

речевого,

художественно-эстетического

физического развития личности детей

на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям

Принципы построения ПРС

содержательной насыщенности

трансформируемости

полифункциональности

вариативности

доступности

безопасности

ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Особенности возраста:

Принцип гибкого зонирования среды

- активное познание окружающего мир Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (центрирования). Это позволит детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, продуктивной, игрой, экспериментированием и пр.

Возможность трансформации пространства помещений.

Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальности.

Функциональное назначение предметно-развивающей среды

Для взрослых:

Реализация содержания образовательной программы.

Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

Организует деятельности детей.

Влияет на воспитательный процесс.

Для детей:

Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

Ориентировка в окружающем.

Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Источник становления субъектного опыта ребенка.

Развитие инициативы, воображения, творчества.

Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

Рекомендации по конструированию оптимальных моделей предметно-развивающей среды для детей 2 – 3 лет в детском саду

Особенности возраста:

- активное познание окружающего мира

- освоение «орудийных» способов действий в быту, игре

- овладение активной речью

- появление сюжетно-отобразительной игры.

Интерьер. Обстановка позиционируется как комфортная и безопасная. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении.

Игрушки. Разнообразные, разнофункциональные: для развития движений – тележки, обручи, мячи; для развития мелких движений пальцев рук – пирамидки, разборные игрушки, мозаика, лото; для развития и совершенствования детской речи – книги, картинки; развитие в игровой деятельности – куклы, машины, строительный материал; эстетическое развитие, изобразительная деятельность - карандаши, пластилин, краски и т. д.

Размещение материалов для сюжетных игр. В групповой комнате необходимо выделить место для сюжетных игр. В данном месте располагается оборудование, игрушки и материалы (на стеллажах) для развертывания сюжетных игр на разную тематику. Для обогащения сюжетных игр можно использовать макеты из игрушек (например, зимний сюжет: куклы делают снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах).

Самостоятельная деятельность. Особое место занимают игры со строительным материалом. Поэтому, в группе должны быть разные наборы строительных материалов (форма, величина). + простые конструкторы.

Экспериментирование. Центр воды и песка. Расположение – удобно убирать, удобно подходить со всех сторон. Материалы: непромокаемые фартуки, формочки, моющиеся мелкие игрушки, набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачки, разноцветные пластиковые мячи, камушки, ракушки и пр., совочки, разные формочки, некрупные игрушки для закапывания, грабельки, щеточки, сита.

Центр развивающих игр. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Пирамидки (2-2,5 года – 6-8 колец, 2,5-3 года – 8-10(12) колец, парные картинки, лото, разрезные картинки (4-8 частей, пазлы, кубики (2-2,5 года – 2-4 части, 2,5-3года – до 9 частей, матрешки (2-2,5 года – 3-5-ти местные, 2,5-3 года – 5-7-местные, геометрическая мозаика, мягкие конструкторы.

! У малышей быстро падает интерес к одному и тому же материалу, поэтому игровые материалы и игрушки необходимо менять, чередовать.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по изобразительному искусству» Подготовила воспитатель Макаревич И. М. Уважаемые коллеги! Для правильной организации предметно - развивающей среды в образовательной деятельности.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Формируя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе «Звездочки» МБДОУ «Детский сад № 340» г. о. Самара, я ставила для.

Консультация для воспитателей «Обогащение предметно-развивающей среды детского сада» Для обогащения предметно – развивающей среды в группе педагоги, совместно с родителями и с активным участием детей решили создать «Зону.

Опыт работы «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Министерства образования и.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сообщение на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Слайд 2. Реальная.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» г. Нефтеюганск 2015 год Подготовила: воспитатель: С. П. Куртямова Тема организации развивающей предметно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 11 марта 2016 в 23:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД