Наталья Кузнецова
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ с учетом ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
-понятие «познавательно-исследовательская деятельность»;
-значение познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольников;
-задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности;
-направления работы с детьми;
-требования, предъявляемые к дошкольнику на этапе завершения дошкольного образования;
-примеры опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»
Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ с учетом ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка (А. В. Запорожец).
Значение познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность является важным средством интеллектуального развития дошкольника и занимает основной вид деятельности в детском саду.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование диалектического мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.
Задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Направления работы с детьми
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно –климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.).
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Требования, предъявляемые к дошкольнику на этапе завершения дошкольного образования (Целевые ориентиры)
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.
Примеры опытно-экспериментальной деятельности с детьми
Опыт с водой «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
ВЫВОД: Вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт с воздухом «Воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
ВЫВОД: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт с огнем «Пламя загрязняет воздух»
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержи над пламенем свечи стекло или фарфоровую чашку, предмет который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время мы увидим, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.
Опыт с солнечным светом «Влияние солнечного света на жизнь на земле»
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтоб было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
Опыт с бумагой «Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и опусти его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой.
ВЫВОД: Вода не проникла в стакан, потому что стакан наполнен воздухом.
Опыт с водой и растительным маслом «Друзья – враги»
Масло и вода – жидкости, которые ни когда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь, молочного цвета.
ВЫВОД: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.